Во многих сообщениях о наступившей в понедельник смерти короля Саудовской Аравии Фахда была упущена важная деталь. Саудовское информационное агентство 'Saudi Press Agency' допустило маленькую недомолвку в своих сообщениях об официальной биографии нового короля Абдаллы и его названного преемника - наследного принца Султана. В чем суть этой недомолвки? Дело в том, что оба этих человека лгут, говоря о своем возрасте - а возраст (старших принцев) будет ключевым фактором для понимания Саудовской Аравии на протяжении ряда предстоящих лет.
Работая в 1994 году над книгой книгу "After King Fahd: Succession in Saudi Arabia" ('После короля Фахда: наследование в Саудовской Аравии'), я потратил много времени на проверку дат рождения сыновей короля Абдул Азиза, основателя Саудовской Аравии, больше известного под именем Ибн Саид. После его смерти в 1953 году королевством правили его сыновья в порядке старшинства по возрасту. Первым был Сауд (1953-1964), затем Фейсал (1964-1975), затем Халид (1975-1982), и последним Фахд (1982-2005).
Точные даты рождения принцев обычно неизвестны, известен лишь год их появления на свет. Это само по себе может породить большую путаницу, поскольку Ибн Сауд, благодаря тому, что у него одновременно было не менее четырех жен, иногда становился отцом троих сыновей в течение одного года. (Всего у Ибн Сауда на протяжении всей жизни было 22 жены; даты рождения дочерей регистрируются с еще меньшей точностью, но в данном случае это не имеет значения). Я убежден в том, что точно зафиксировал настоящие годы рождения всех 44 его сыновей. (Один британский арабист, близкий к королевской семье Саудов, лишь подтвердил правильно записанные годы рождения, вычеркнув ошибочные. Это заставило меня провести дополнительные исследования по исправлению ошибок.) Фахд родился в 1921 году, Абдалла в 1923-м, а Султан в 1924-м.
В понедельник 'Saudi Press Agency' заявило, что Фахд родился в 1923 году, и отметило, что Абдалла появился на свет в 1924-м, а Султан в 1930-м году.
1930?! Султану всего 75 лет! Должен признаться, что я смеялся, читая это. На протяжении многих лет я замечал, что Султан убавляет свои годы, однако 1930-й - это новый рекорд. В саудовской системе возраст дает старшинство, а это главный критерий для престолонаследия. Однако старость означает немощь, а это может быть отрицательным фактором. (То, что Фахд был прикован к инвалидной коляске, вызывало замешательство, и королевская семья не хочет, чтобы такое повторилось.) Похоже, что Султан убавил себе годы, став моложе пары своих братьев от других матерей, которые, либо из-за отсутствия должного темперамента, либо из-за непригодности по каким-то иным причинам, не участвуют в гонке за лидерство, хотя имеют возрастное преимущество над выводком претендентов, родившихся в 1931 году. В Саудовской Аравии 1931 - это метафорическое название краски для волос, хотя черный цвет волос Султана тоже не настоящий (а один высокопоставленный представитель Великобритании, недавно встречавшийся с ним, сказал, что Султан носит грим).
Не ждите, что этот вопрос будет подробно обсуждаться. Королевский дом Саудов очень чувствительно реагирует, когда его хватают за руку. Большая часть средств массовой информации уклонится от конфронтации. Еще меньше следует ожидать дискуссий о состоянии здоровья двух этих людей. Говорят о том, что Абдалла относительно здоров, но у Султана в прошлом году был обнаружен рак желудка. Тот же самый британский представитель, видевший его в период болезни, говорит о том, что 'он был страшнее смерти', а сейчас якобы ходит с калоприемником.
Поэтому перед Саудовской Аравией открывается будущее недолговечных периодов царствований. Возможно, этих королей нарекут 'саудовскими Брежневыми' по аналогии с престарелым руководством Советского Союза в последние годы его существования. Все это было совершенно предсказуемо. 12 лет назад бывший британский советник королевской семьи Саудов предпочел метафору из 'Монти Пайтона': 'Попугаи один за другим будут падать со своих жердочек'.
Логический выход из создавшейся ситуации для дома Саудов состоит в выборе значительно более молодого короля, хотя наречение его 'саудовским Горбачевым' вызовет у Эр-Рияда сильную изжогу. По линии сыновей Ибн Сауда претендентами на престол могут стать министр внутренних дел принц Найеф (родился в 1933 году) и губернатор провинции Рияд принц Салман (родился в 1936 году). Частенько говорят о том, чтобы выбирать из еще более молодого поколения, однако это наверняка вызовет большие споры. Какая группа внуков окажется в выигрышном положении, вызвав оцепенение их двоюродных братьев?
Даже такой сценарий может быть нарушен, поскольку претенденты умирают 'не в том порядке'. Когда в прошлом году все думали, что Султан стоит на пороге смерти, Соединенные Штаты смоделировали ситуацию, которая могла бы сложиться, умри он раньше Фахда. Был сделан осторожный вывод о том, что Абдалла, считающийся лидером реформистского крыла королевского дома Саудов, укрепит свои позиции. Тогда это могло быть выдачей желаемого за действительное.
Несмотря на репутацию Абдаллы как реформатора, спектр политических разногласий в королевской семье достаточно узок. Трения усиливаются из-за личных противоречий и соперничества за престолонаследие. Что лучше: осторожная реформа или очень осторожная реформа? И означает ли на самом деле реформа перемены? Дом Саудов знает, что его членам лучше держаться вместе. Нефтяная политика не оспаривается. Также никто не оспаривает ведущую роль Саудовской Аравии в исламском мире. Откровенно говоря, никто не оспаривает и необходимость поддержания связей с США, несмотря на то, что это распаляет Осаму бен Ладена и его соратников по Аль-Каиде.
Для США вмешательство в процесс престолонаследия чревато большим риском, однако нефтяные приоритеты и необходимость сотрудничества с Саудовской Аравией в войне против Аль-Каиды имеют жизненно важное значение. Вашингтон не делает большой тайны из того, что не хочет видеть на троне ни Султана, ни Найефа. Оба они считаются недостаточно современными. Существует мнение, что в прошлом оба вступали в компромиссные сделки с Аль-Каидой, пытаясь перенацелить угрозу, направленную на королевство, на американские интересы. Но когда посол США Роберт Джордан (Robert Jordan) на приеме в Эр-Рияде в 2003 году сделал предположение о том, что после Абдаллы хорошим кандидатом на престол будет министр иностранных дел принц Сауд аль-Фейсал, сын короля Фейсала, это вызвало большой переполох. Срок пребывания Джордана в качестве после в Саудовской Аравии все равно заканчивался. Наверняка, Султан и Найеф были рады его отъезду.
Хотя следующее поколение, представителем которого является Сауд аль-Фейсал, вряд ли скоро получит бразды правления, он может обрести большое влияние. Свою роль способен сыграть и бывший посол Саудовской Аравии в Вашингтоне принц Бандар, а также его брат по отцу Халид, командовавший войсковой группировкой Саудовской Аравии во время операции 'Буря в пустыне'. Оба являются сыновьями принца Султана. Брат Сауда аль-Фейсала Турки также может обрести влияние - его только что назначили на смену принцу Бандару в США. Однако сын короля Абдаллы Митаб сейчас приобретает дополнительную силу и может попытаться заявить о себе в качестве еще одного претендента. Все они - соперники.
Еще одно телеграфное сообщение 'Saudi Press Agency' от 1 августа, которому не было уделено должного внимания, было озаглавлено 'Royal Order' (Королевский указ). В нем говорилось, что король Абдалла объявил о сохранении 'всеми нынешними членами кабинета своих постов'. Таким образом, Абдалла сохраняет за собой должность командующего национальной гвардией Саудовской Аравии, а Султан остается министром обороны. Сейчас основным вопросом политики королевской семьи станет соперничество за новые назначения на посты в кабинете министров и за более активное подключение к этой политике следующего поколения принцев.
Для части общественного мнения Саудовской Аравии Аль-Каида имеет свою притягательную силу, поскольку общество недовольно господством королевской семьи во власти и бизнесе, а также процветающей коррупцией. В любом случае, следующие несколько лет будут достаточно трудными для королевства из-за старости Абдаллы и Султана. Запутанная дворцовая политика может превратить нестабильность в катастрофу.
Господин Хендерсон является старшим научным сотрудником вашингтонского Института ближневосточной политики.