Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Может ли сработать новый тонкий подход к Северной Корее?

Вместо угроз Вашингтона в адрес Пхеньяна сегодня мы имеем заверения, что администрация Буша не планирует нападать на Северную Корею

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе Северная Корея согласилась возобновить шестисторонние переговоры, которые она прервала более года назад, что было, вероятно, обусловлено отчасти новым тоном Соединенных Штатов, а отчасти давлением Китая, ее главного наставника.

Джон Хьюз был помощником государственного секретаря США в администрации Рейгана (Reagan)

Солт-Лейк-Сити, 3 августа 2005 года. Во второй срок президентства Буша (George W. Bush) во внешней политике Соединенных Штатов мы наблюдаем интригующий парадокс.

В свой первый срок г-н Буш выбрал в качестве государственного секретаря Колина Пауэлла (Colin Powell), которого характеризовали - правильно или нет - как человека в администрации с умеренными, временами даже "голубиными" склонностями.

Несмотря на такой имидж, госсекретарь Пауэлл был настойчивым публичным сторонником жесткой линии Буша в отношении таких злодеев, как Иран, Ирак и Северная Корея - члены "оси зла". Он настойчиво доказывал в Организации Объединенных Наций, что Ирак прячет оружие массового поражения - оружие, которого, как оказалось впоследствии, там не было. Он, вероятно, вопреки собственным дурным предчувствиям поддержал военное нападение на Ирак. Иными словами, этот умеренный человек преданно проводил в жизнь агрессивную внешнюю политику.

В свой второй срок Буш назначил руководить внешней политикой Кондолизу Райс (Condoleezza Rice), жесткого представителя правого крыла, бесспорно, с "ястребиными" инстинктами. Она не оставляет в покое тиранов, коммунистических или иных. Однако госсекретарь Райс, которая, как подозревают, вполне готова, если потребуется, отдать предпочтение военной силе, во второй срок Буша заполнила внешнюю политику дипломатией, переговорами и умелым побуждением. Иначе говоря, напор стал более умеренным.

Непонятно, стал ли инициатором этого импульса сам Буш, а Райс просто выполняет его указание попробовать более тонкие методы, или же Райс, мнение которой очень уважает президент, ловко убедила его, что это самый мудрый для его второго срока курс.

Эта перемена нигде так не очевидна, как на ведущихся в настоящее время переговорах с Северной Кореей, которые преследуют цель положить конец разработке ядерного оружия в этой стране. Там, где когда-то применялись методы возмущенных угроз Вашингтона в адрес Пхеньяна, сегодня мы имеем заверения, что администрация Буша не планирует нападать на Северную Корею и уважает суверенитет северокорейского режима. Несмотря на давно демонстрируемое Соединенными Штатами нежелание вести двусторонние переговоры с Северной Кореей, мы видим, что такие переговоры имеют место в кулуарах нынешнего раунда шестисторонних переговоров (с участием Китая, России, Японии, США, Южной Кореи и Северной Кореи), которые давно поддерживают Соединенные Штаты.

На прошлой неделе Северная Корея согласилась возобновить шестисторонние переговоры, которые она прервала более года назад, что было, вероятно, обусловлено отчасти новым тоном Соединенных Штатов, а отчасти давлением Китая, ее главного наставника.

Как реагирует Северная Корея на новую американскую тактику? Говорить об этом с уверенностью еще рано, ибо мы пока не знаем, действительно ли Северная Корея готова свернуть свою ядерную программу в обмен на крупную программу помощи со стороны своих собеседников или же она просто связывает им руки, продолжая тем временем активно осуществлять программу создания ядерного оружия, как она сама это заявляет. Вполне возможно также, что северокорейцы испытывают на прочность волю нового поколения в Южной Корее, которое почти не помнит войны на Корейском полуострове и кажется более готовым принять режим в Пхеньяне.

Один проницательный американский обозреватель, имеющий доступ к секретной информации о северокорейском руководстве, говорит: "Они могут давать обещания, но будут ли они их выполнять? Если мы начнем серьезные переговоры о проверке на месте их отказа от своей ядерной программы, они могут заартачиться".

Кристофер Хилл (Christopher Hill), возглавляющий американских переговорщиков в Пекине, подчеркивает масштабы разногласий. Но он и его команда пытаются определить реальные намерения северокорейского руководства и проверить его готовность подписать совместное - и, вероятно, довольно эллиптическое - соглашение об общих принципах. Это могло бы стать основой для продолжения переговоров, но при этом откладывается на потом обсуждение трудных вопросов, по которым стороны имеют несовпадающие взгляды.

Северокорейцы заявили о своем желании, чтобы вместо соглашения о прекращении огня, которое положило конец Корейской войне, был заключен мирный договор. Это говорят они, "приведет к созданию на Корейском полуострове зоны, свободной от ядерного оружия". Однако их концепция зоны, свободной от ядерного оружия, означает, что Соединенные Штаты должны отказаться от своего "ядерного зонтика" над Южной Кореей. Соединенные Штаты отрицают, что на территории Южной Кореи есть американское ядерное оружие, однако американские баллистические ракеты и ядерное оружие на борту американских кораблей предназначены для устрашения Северной Кореи от любого нападения на Южную Корею. Соединенные Штаты не собираются складывать этот зонтик.

На переговорах по Северной Корее Соединенные Штаты демонстрируют новую линию поведения. Северокорейцы тоже, очевидно, предлагают некоторые новые идеи. Посмотрим, удастся ли достичь реального прогресса в нейтрализации ядерной угрозы со стороны опасного режима, который практиковал двуличность прежде и сегодня является мастером запутывающих преувеличений.