На нашем континенте, где еще продолжается борьба между свободой и деспотией, появилась новая горячая точка. Это Гродно, город, расположенный прямо по ту сторону границы Европейского Союза - место разгорающегося конфликта Польши и Беларуси, за развитием которого необходимо очень пристально следить.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, он же 'последний диктатор Европы', охвачен подозрениями о том, что соседняя Польша хочет заразить 'демократическим микробом' его маленькое царство и десять миллионов его крепостных душ. Однако, решив победить польское влияние, минский властитель взял в руки палку о двух концах - пошел фронтальной атакой на немногочисленное польское национальное меньшинство, 400 тысяч человек, живущих в основном в Гродно и его окрестностях. Этническая политика в Восточной Европе - это всегда игра с огнем.
Бой идет вокруг Союза поляков Беларуси. Лукашенко уже десять лет старательно подавляет всякие проявления инакомыслия в стране, и Союз поляков остался на сегодня самой крупной в Беларуси действующей неправительственной организацией. Весной на съезде Союз сместил старого лидера, ставленника Минска, и заявил о своей независимости и усилении связей с Польшей, проамериканским маяком свободы в регионе.
Организации немедленно пришлось испытать на себе ярость белорусского КГБ. Спецслужбы начали преследовать местных поляков и попытались восстановить контроль над Союзом. В знак протеста Варшава на прошлой неделе отозвала из Минска своего посла.
Однако Беларусь не отступилась. Вчера лидер этнических поляков был приговорен к небольшому тюремному заключению за организацию 'несанкционированной' встречи с польским политиком. Также арестованы четверо 'союзников'; один из них вчера начал голодовку. Ситуация может выйти из-под контроля.
Опасность для нынешнего режима, исходящая от Польши, существует отнюдь не только в больном воображении господина Лукашенко. К Польше многострадальная белорусская оппозиция обращается за поддержкой, а иногда и за убежищем. Варшава же наседает на Европейский Союз с требованием проводить более жесткую линию по отношению к Минску. Лукашенко знает, что прошлой осенью именно поддержка украинской 'оранжевой революции' со стороны Польши стала важнейшим компонентом успеха. И больше всего, как и его друг Владимир Путин, он боится 'продолжения банкета' в собственной стране.
Польша, член Европейского Союза и НАТО, настроена против минского режима принципиально, поскольку он представляет опасность не только для собственного народа, но и для своих соседей - ведь в этой стране бесследно пропало уже больше десятка лидеров оппозиции, и сейчас союзники Польши уже назвали это двусторонней проблемой. Но проблема не только в этом: Беларусь - последняя пока не упавшая 'плашка' советского 'домино' на западной окраине старой империи. Польша, стоявшая на одной платформе с Соединенными Штатами с 1776 года, вполне заслуживает, чтобы Америка - как и Европа - оказали ей всемерную поддержку в развитии прав человека и демократии вокруг ее границ.
Эта поддержка особенно необходима сейчас, потому что Москва и Минск уже объединяют силы с целью изолировать Польшу. У Кремля такой же взгляд на философию власти, как у Лукашенко - взять хотя бы то, что во вторник Москва запретила вещание американской телекомпании 'Эй-Би-Си', передавшей интервью с чеченским террористом Шамилем Басаевым, человеком, о котором, по идее, Москве следовало бы знать как можно больше. А отношения Кремля с Беларусью показывают, что Москва готова дружить с любым авторитарным захолустьем, если оно покажет, что стоит 'на ее стороне'. Опыт показывает, что страны этого региона, построившие настоящую демократию, предпочитают искать друзей в других местах.
В ленивом августовском течении новостей на проблемы в Гродно никто не обратил внимания, и это лишний раз показывает, что Соединенным Штатам и их союзникам еще многое нужно сделать в бывшем советском царстве. На Кавказе Грузия ждет помощи от США, чтобы восстановить контроль над московскими марионетками-ренегатами из двух сепаратистских регионов. В Центральной Азии еще есть деспоты, хватающиеся за власть.
По сравнению с этими далекими регионами белорусам повезло, что они находятся совсем рядом с Польшей, что, при соответствующих обстоятельствах, поможет им стать частью свободного мира. Однако гродненские события показывают, что сделать это без боя будет вряд ли возможно.