МОСКВА - Бандиты-исламисты. Песчаные бури. Офицер Красной Армии борется с продажными бюрократами, чтобы принести идеи коммунизма в пустыни Средней Азии, освободить мусульманских женщин от чадры и распространить свет советской власти.
Это 'Белое солнце пустыни', и почти каждый россиянин видел этот фильм шестидесятых годов. Даже сейчас, когда его показывают по телевидению, люди бросают все, чтобы посмотреть его вновь.
Этот пробуждающий добрые чувства отечественный фильм - ностальгический возврат во времена, когда российское общество излучало коллективную целеустремленность и национальную решимость, которые были полностью подавлены с распадом Советского Союза 15 лет назад. Фильмы, подобные 'Белому солнцу пустыни' служат балластом, придающим устойчивость обществу, переполненному западной продукцией типа 'Секса в большом городе', 'Чужих' и 'Доктора Голливуда'. А если Иван Кононов добивается своего, то появляются программы, помогающие возрождать традиционный патриотизм в стиле 'Родина превыше всего', который веками направлял россиян и вел к огромным победам в войнах, культуре и науке.
Кононов - ведущий продюсер нового государственного телеканала 'Звезда'. 'Звезда' одна из нескольких финансируемых государством инициатив, явно направленных на исправление того, что Кремль воспринимает как нехватку национальной гордости и единения с государством - особенно в среде российской молодежи без руля и ветрил. 'До настоящего времени нет ни одного телеканала, ориентированного на идеи Отечества, где приоритет отдается всему российскому, - говорит Кононов, - вы можете называть это пропагандой, однако мы должны остановить такую тенденцию, должны прекратить самоистязание, прекратить распродавать свою страну'.
Канал 'Звезда', начавший вещание в марте, сегодня могут смотреть около 50 миллионов российских семей. Большая часть круглосуточного вещания посвящена показу советских фильмов, а также некоторых военных документальных лент и интервью с известными россиянами. Кононов говорит, что программа скоро станет более разнообразной, туда войдут ток-шоу и открытые форумы для обсуждения молодежью 'горящих вопросов', особенно широко распространенной неприязни к воинской службе.
В прошлом месяце Кремль запустил амбициозную пятилетнюю программу, к которой будут привлечены 22 министерства, по улучшению имиджа России внутри страны и за рубежом, а также по осуществлению неназванных, но зловеще звучащих усилий по 'противостоянию попыткам дискредитации и обесценивания идей патриотизма в средствах массовой информации, литературе и искусстве'. Кроме 'Звезды' государственные субсидии будут предлагаться художникам, журналистам и работникам образования за включение в свои работы темы национальной гордости. Будут задействованы программисты для разработки патриотических компьютерных игр, и впервые со времен Советского Союза школьники должны будут вновь проходить начальную военную подготовку и изучать основы гражданской обороны.
Также намечены шаги по исправлению якобы ложного представления о России, бытующего во внешнем мире, что кремлевские руководители зачастую расценивают как результат работы 'антироссийских' иностранных журналистов, живущих идеями холодной войны. В этом году государственное информационное агентство 'РИА-Новости' запустит новый информационный спутниковый канал с круглосуточным вещанием на английском языке под названием 'Russia Today'. Данный канал стоимостью 30 миллионов долларов призван давать миру 'положительные новости' о России. 'Я часто смотрю иностранные телевизионные каналы, и почти везде они говорят [о России] одно и то же', - заявил на прошлой неделе президент Владимир Путин лидерам созданной и профинансированной Кремлем патриотической молодежной организации 'Наши', - все, о чем они могут говорить, это кризис и упадок'.
Критики отмечают, что кремлевский патриотический проект это не просто дорогая PR-кампания, направленная на сглаживание настоящих проблем России, особенно состояния армии. По их словам, 'Звезда', финансируемая в основном за счет средств Министерства обороны, пытается пресечь волну уклонений от призыва на службу, представляя армейскую жизнь в розовом свете - ведь в прошлом году в армию пришло лишь 11 процентов молодежи призывного возраста. 'Это бюрократический подход, попахивающий советскими методами, - говорит бывший советский генерал Виталий Шлыков, - они провалили все усилия по реальному реформированию армии, поэтому теперь вместо реформ решили учить нас патриотизму'.
Некоторые удивляются, почему России, у которой уже есть три общенациональных государственных телеканала, нужны новые. Новости этой 'большой тройки' уже отражают линию Кремля, там резко увеличен объем патриотических программ, включая популярные новые фильмы и мини-сериалы, такие как 'Солдаты', 'Агент национальной безопасности' и 'Родина ждет', которые прославляют военную и государственную службу.
Однако Кононов говорит, что существующие в России каналы приобрели безнадежно коммерческий характер и увлекаются зрелищными и развлекательными передачами в западном стиле. 'Конечно, есть некоторые патриотические программы, однако там в основном идут передачи о преступности, политических скандалах, а также иностранные фильмы, - говорит он, - в них мало того, что можно назвать российским'.
Владимир Познер, ведущий одной из самых популярных общественно-политических телепрограмм, говорит о том, что опасения Кононова разделяют многие. 'Нет сомнений в том, что у молодежи сегодня отсутствует уважение к российским институтам, что чувство гордости и любви к своей стране находится в упадке, - говорит он, - но как можно научить чувству патриотизма?'
Еще более критично он отзывается о целях 'Russia Today' по изменению мнения о России за рубежом. 'Негативное представление о России на Западе складывается из-за того, что происходит внутри России, - говорит он, - из опыта мы знаем, что пока не начнем меняться в положительную сторону, мы не сможет существенно изменить мнение других о себе'.