Впервые опубликовано 30 июля 2005 года. Не так давно были русские люди определенного сорта, которым нравилось выставлять напоказ татуировки Ленина и Сталина на своих бицепсах. Представьте себе, что вы оказались на кухне у какого-нибудь крепкого сибиряка, который в майке садится против вас за стол, где на газете лежит жареная рыба и стоит бутылка самогонки, и начинает играть мускулами так, что острая бородка Ленина еще более агрессивно выпячивается в вашу сторону, указывая на лучшее будущее. Прямо за ним надувается Сталин.
Те времена прошли. Это и понятно. Россия повернула к совершенно другому будущему. И сейчас в газете "Московский Комсомолец" появилась статья с фотографией современного сибиряка, водителя микроавтобуса из Омска, который сделал себе татуировку Владимира Путина. Российский президент вытатуирован у него на плече, что, пожалуй, правильно. Ленин и Сталин были движущей силой, людьми-поршнями, которым и место было на бицепсах рабочего, размахивающего молотом. Президент Путин смотрится более отдаленным, спокойным и наблюдательным, как и подобает сотруднику КГБ, каковым он когда-то был. Он всегда наблюдает и он не спускает глаз с вас и с того, что вы задумали совершить.
Неназванный водитель заявил газете, что образы г-на Путина кажутся карикатурными, если только его не показывают разозленным. "Но если изобразить его нахмурившимся или смотрящим искоса, это не кажется смешным", - сказал он.
К счастью, российский президент имеет много причин для того, чтобы хмурить брови. Россия - естественное место для анархии, а г-н Путин настолько анархичен, насколько это вообще возможно, если я правильно употребил это слово. Его правительство потратило 2 года на то, чтобы разрушить нефтяную компанию "ЮКОС" и собрать обвинительные доказательства против ее главы, Михаила Ходорковского, чтобы засадить его в тюрьму, и надолго. Хотя безжалостный г-н Ходорковский приобрел свое состояние нечестным путем, это была не его вина. Кремль поставил ногу ему на шею, когда он начал раздумывать над тем, что его, возможно, интересует политика.
Теперь вот Михаил Касьянов, бывший премьер-министр, совершил ту же ошибку, позволив Кремлю считать, что у него, возможно, есть политические амбиции. Но он-то - политик, и ему следовало знать лучше. Прокурор откопал какие-то темные сделки, касающиеся правительственной дачи. Возможно ли, что г-н Касьянов обошел закон? Достаточно сказать, что, если каждый правительственный чиновник, у которого в собственности оказалась дача, будет вынужден вести дуэль с прокурором, пустые дачи вскоре появятся от одного края России до другого, а правительства не будет.
Но все это давление, быть может, имело неожиданный побочный эффект. Исследование, проведенное неправительственным фондом "Индем" выяснило, что с тех пор, как к власти в Кремле пришел г-н Путин, взяточничество в России увеличилось почти в 10 раз, причем значительная доля этого увеличения пришлась на период после конца 2003 года, когда было возбуждено уголовное дело против Ходорковского. Руководитель "Индема" Георгий Сатаров считает, что уголовное преследование компании "ЮКОС" было воспринято российскими чиновниками как сигнал того, что отныне открыт сезон охоты на бизнес.
Политики, не столь беспечно относящиеся к своей карьере, как г-н Касьянов, поторопились опровергнуть утверждения, что правонарушения могли возрасти при остром взгляде г-на Путина. Они указывают на то, что, по расчетам "Индема", совокупная сумма взяток эквивалентна 316 млрд. долл. США - то есть больше, чем весь бюджет российского правительства и почти равна рыночной капитализации всех российских корпораций. Они утверждают, что подобная цифра абсурдна, хотя никто в действительности не разъяснил, почему взяточничество не может являться крупнейшим сектором экономики России. Всякому, кто за рулем автомобиля оказывался вблизи российского офицера дорожной полиции, следует, по крайней мере, быть открытым к такой возможности.
Быть может, именно это имел в виду водитель микроавтобуса из Омска. В следующий раз, когда его притормозит офицер дорожной полиции, он может снять рубаху и продемонстрировать тому сердитый взгляд всегда бдительного президента. Но это было бы неверно. Бояться г-на Путина следует амбициозному, а не нечестному полицейскому.