Религиозный лидер российских мусульман встревожил Русскую Православную Церковь и ультранационалистов своим заявлением о том, что в стране сейчас проживает 23 миллиона коренных мусульман - как минимум на три миллиона больше, чем считалось ранее.
По данным последней переписи, которая проводилась три года назад, этнические мусульмане (так в тексте - прим. перев.) составляли 14,5 миллионов из 144-миллионного населения России. Уже в течение нескольких лет религиозные лидеры утверждают, что их около двадцати миллионов.
Однако Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, на этой неделе заявил, что число этнических мусульман в России составляет 23 миллиона и быстро растет.
- Это коренные жители нашей страны, не мигранты или иммигранты, они живут здесь с незапамятных времен, - сказал он, выступая перед собранием Европейского союза мусульман, - число людей, исповедующих Ислам в России, постоянно растет.
Кроме них, в России живут примерно три-четыре миллиона мигрантов-мусульман из стран бывшего Советского Союза - около двух миллионов азербайджанцев, миллион казахов и несколько сот тысяч узбеков, таджиков и киргизов. По словам шейха Фарида Асадуллина из Московского совета муфтиев, в Ислам обращаются и некоторые русские.
- Ответы на свои вопросы в Исламе видят и этнические русские, украинцы и белорусы, в основном молодые и образованные, - рассказал он корреспонденту Times.
В Советском Союзе Ислам находился под жестким контролем. В стране было не более пятисот мечетей. Однако с 1991 года в России происходит возрождение мусульманской религии, чему немало способствуют различные фонды из стран Ближнего Востока. Теперь только в России построено около пяти тысяч мечетей.
Увеличение доли мусульманского населения вызвало беспокойство представителей Русской Православной Церкви и ультранационалистических движений. Они опасаются, что когда-нибудь Россия может стать преимущественно мусульманской страной. РПЦ говорит о восьмидесяти миллионах своих последователей, однако эксперты-религиоведы считают, что их число не превышает сорока и продолжает уменьшаться.
Хотя население России в общем уменьшается, причем одна из причин этого - побочные эффекты высокого потребления алкоголя, в мусульманских регионах, где многодетные семьи - нормальное явление, и алкоголя пьют меньше, население, наоборот, растет. Если за первую половину этого года в общем в стране стало на 401200 жителей меньше, то в 15 регионах, включая Чечню, Дагестан и Ингушетию, численность населения продолжала расти.
По данным Росстата, государственного статистического агентства, в Дагестане средняя рождаемость составила 1,8 ребенка на одну женщину, тогда как в среднем по России - 1,3 ребенка. Средняя же продолжительность жизни мужчин в России составила 58 лет, а в Дагестане - 68.
- Настоящая проблема - это кризис русского населения, а не повышение численности исламского. И, конечно, для русских [православная] Церковь не имеет такого значения и такой силы, как Ислам для мусульман. Это, впрочем, не означает, что через несколько лет Россия станет мусульманским обществом, хотя через полвека нас вполне могут ждать сюрпризы, - считает Алексей Малашенко, эксперт по российскому исламу.
В краткосрочной перспективе нынешняя тенденция затрагивает только Северный Кавказ, где доля этнических русских уже сейчас быстро падает, и Москву, где растет доля мусульман, указал он.
Российская армия уже более десяти лет воюет с чеченскими боевиками, и сегодня потоки крови захлестывают уже и соседние республики, что радикализирует многих молодых мусульман. Чтобы привлечь людей к умеренному Исламу, первый заместитель премьер-министра Чечни Рамзан Кадыров объявил о планах строительства в чеченской столице городе Грозном самой большой мечети в Европе.
В Москве, которая в последние два года регулярно становилась объектом акций чеченских боевиков, живет примерно полтора миллиона мусульман. Среди них примерно сто тысяч чеченцев, часто преследуемых полицией и скинхедами.
- На подъеме исламофобия и ксенофобия, что мы уже можем видеть на примере нескольких националистических движений. Пока ситуация остается стабильной, несмотря на все конфликты, но не думаю, что эта стабильность сохраниться, - считает Малашенко.