После победы Бакиева в Киргизстане политический класс этой страны должен придерживаться взятых обещаний, чтобы способствовать распространению демократии в среднеазиатском регионе.
В прошедшем мае в Москве отмечалось 60-летие освобождения Европы от нацистского гнета, хотя, несмотря на важную роль, сыгранную коммунизмом, этот режим установил диктаторскую систему правления в странах, отошедших к нему после раздела.
В честь этого события Россия сдула пыль и продемонстрировала на Красной площади, перед мавзолеем Ленина, весь свой металлолом - серпы и молоты, - знамена, парадную форму, гимны и военную мощь. Произнесенные президентом Владимиром Путиным слова взывали к ностальгии по советской империи, исчезновение которой было названо им 'крупнейшей геополитической катастрофой ХХ-го века'.
Сегодня Россия больше не является диктатурой, даже притом, что в последнее время в этой стране наиболее очевидны отступления от демократических свобод и ценностей. В территориальном плане в 1991 году произошло расчленение бывшего СССР, что повлекло за собой создание 15 новых государств, которые ждала различная судьба. Так некоторые бывшие советские республики очень быстро прошли путь демократизации, что позволило им в кратчайшие сроки вступить в ЕС - таков пример прибалтийских государств Эстонии, Латвии и Литвы.
Вторым блоком таких государств могли бы стать страны, расположенные в Центральной Европе, вблизи Черного моря. Здесь были и по-прежнему ощущаются сильные столкновения между прежним советским стилем правления и стремлением к свободе, которое иногда приводило к настоящим демократическим революциям, как в случае с Грузией и Украиной, где в выявлении нарушений на выборах такую важную роль сыграли доклады ОБСЕ. Среди этой группы стран мы можем обнаружить и те, что вплоть до настоящего момента управляются лидерами, провозглашающими себя и действующими как коммунисты. Таков, например, случай с Молдавией и особенно с Белоруссией, где как смогли отметить мы, наблюдатели ОБСЕ, за последний год все явственнее и опаснее становилось предпринятое диктатором Александром Лукашенко отступление от (демократических) свобод.
Третья группа стран расположена в среднеазиатском регионе, в зоне, граничащей с Пакистаном, Ираном, Китаем и Афганистаном, а потому очевидно громадное геостратегическое значение этих стран, что объясняется как необходимостью сдерживать исламистские радикальные элементы, так и наличием важных источников энергетических ресурсов. К третьей группе стран относятся Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Кроме отмеченных выше особенностей (и созвучия названий этих стран) общей чертой этих республик является авторитарный режим правления кланов и вышедшей из советской Компартии руководящей верхушки, которая по-прежнему продолжает держаться давно просроченного стиля решения политических вопросов. Здесь стоит вспомнить о недавней расправе в Узбекистане, где от рук военных погибли 700 человек, а сотни были вынуждены скрываться на территории соседней Киргизии.
Из этого общего контекста выделяется государство, в котором совсем недавно прошли президентские выборы - Киргизстан, - с присущими только ему характерными чертами, а также исторически-значимым фактом: в двадцатых годах ХХ-го века в прекраснейших горных массивах Киргизии скрывались отряды басмачей, боровшихся с советской властью. В настоящее время правители этой второй из вышеперечисленных республик - с самыми низкими территориальными показателями, численностью населения и ВВП - демонстрируют черты, заслуживающие отдельного упоминания.
С момента своего образования в качестве независимого государства, эта республика также управлялась политиками-выходцами из КП, которые, тем не менее, были наиболее открыты переменам. Действительно, вершивший до марта этого года судьбу страны президент Акаев в самом начале своего правления был сторонником открытости, реформ и перестройки и стал единственным, за исключением стран Балтии, лидером бывших советских республик, открыто выступившим против государственного переворота 1991 года, направленного на свержение Горбачева.
Тем не менее, с течением времени и по мере пребывания Акаева у власти, его политика приобрела черты явного авторитаризма и кумовства; пресса стала подвергаться жесткой цензуре, а оппозиция - серьезным преследованиям. Среди оппозиционеров особое место занимает генерал Феликс Кулов, всего лишь несколько месяцев назад еще находившийся в тюрьме и превратившийся в настоящее время в одну из ключевых фигур, о чем будет сказано ниже.
В марте, когда во время проведения парламентских выборов были выявлены нарушения избирательного процесса, население республики вышло на улицы с лентами голубого и желтого цвета (в противовес украинским оранжевым и розовым грузинским), и народное волнение заставило президента Акаева бежать из страны.
Подобно ситуации, сложившейся на Украине, это решение привело к серьезной юридической дилемме, когда было необходимо найти выход из тупика существования двух парламентов-соперников (старого и нового) и отсутствия в Конституции положения, учитывающего отход президента от власти. Ситуация сохранялась до тех пор, пока в апреле находившийся в Москве - где Путин предоставил ему политическое убежище - Акаев не заявил о своей отставке, положив тем самым начало долгожданному переходному периоду.
Важную роль в победе оппозиционера Курманбека Бакиева на прошедших в июле президентских выборах сыграло соглашение с другим противником правления бывшего президента - вышеупомянутым Феликсом Куловым, который, покинув тюремные застенки, уже взял на себя исполнение обязанностей премьер-министра Киргизии.
Эти действия способствовали консолидации отсутствовавшего прежде у оппозиции руководства: именно это отсутствие политического лидера и привело к настолько неконтролируемому перевороту, свидетелями которого мы стали несколько месяцев назад.
Обязательным и основополагающим моментом нынешней ситуации является сохранение союза двух названных лидеров: один из них представляет юг страны, другой - север, а каждый из этих регионов страны характеризуется своими интересами и особенностями.
Сегодня, когда путем выборов, на которых мы констатировали явное продвижение на пути к транспарентности, демократическая законность была достигнута, стоит пожелать исполнения всех обязательств по восстановлению страны. Обязательств, подразумевающих необходимость положить конец коррупции, уважать политический плюрализм, избегать категоричного правления и выполнить обещания провести конституционную реформу с целью ограничения громадной президентской власти и ввиду намеченных на февраль будущего года новых парламентских выборов.
Даже притом, что особенности этого азиатского региона, разумеется, не предполагают идеальную модель институционального функционирования, крайне важно, чтобы хотя бы в одной из пяти бывших советских республик Средней Азии получили распространение минимальные демократические навыки. Заразно не только зло, демократия, разумеется, также несет с собой эликсир, именуемый свободой, и, если этот эликсир попробовать, он будет распространяться, его начинают советовать соседям.
Хесус Лопес-Медел - депутат РР (Partido Popular - 'Народная партия') от Мадрида, член комиссии Конгресса по международным отношениям и международный наблюдатель ОБСЕ в Киргизстане