Выжить - важнее национальной гордости. Это стало понятно российскому военному руководству, неожиданно принявшему помощь государств НАТО при спасении экипажа батискафа.
Внешне Елена Милашевская выглядела крайне спокойно, когда впускала российских телерепортеров в свою квартиру. Она спокойно показала им несколько красивых снимков своего мужа Вячеслава. На одном из них он сидит в белой матроске со скрещенными руками, а одна из его дочек-близняшек дерзко высунула язык.
Она показала и одно из своих свадебных фото: сама - в белом свадебном платье, он - в синей форме. 'У моего мужа большой опыт, уже капитаном он руководил восемью погружениями', - сказала она мужественно. А в это время капитан батискафа как раз сражался за жизнь.
Другие не стали стесняться. 'Военное руководство снова только затуманивает мозги людям', - сказал бывший моряк, отвечая на вопросы газеты 'Комсомольская правда'. 'За пять лет после гибели 'Курска' так ничего и не изменилось'.
После трагедии с престижной атомной подводной лодкой в 2000 г. российское руководство упустило возможность вернуть себе потерянное доверие. Вместо ясной информации и на этот раз оно намешало из различных компонентов катастрофический коктейль: безобидная рыбацкая сеть оказывается таинственной подслушивающей установкой, кислорода на батискафе сначала хватает на 5 дней, потом оказывается, что только на 24 часа, но затем все же на 2-3 дня.
А президент Владимир Путин, залегший на несколько дней на дно после гибели 'Курска', за что подвергся в России резким нападкам, и на этот раз не проронил ни слов сочувствия, которые могли бы успокоить родственников и весь народ. До субботнего вечера он молчал.
Правда, он настоял на том, чтобы министр обороны Сергей Иванов отправился на Камчатку - через два с лишним дня после начала подводной драмы.
И все же Россия чему-то научилась. В отличие от событий пятилетней давности, военные обратились за иностранной помощью, тем самым явно поставив жизнь экипажа выше национальной гордости. Во всяком случае, Вячеслав Милашевский и 6 его спасенных коллег должно быть радовались, что их главным начальником был не Эдуард Балтин, герой приказавшей долго жить Советской Армии.
Дело в том, что вышедший на пенсию командующий Черноморским флотом высказал критику в адрес своих бывших коллег, которые попросили о помощи, назвав это серьезной ошибкой.
Военным из НАТО нечего делать в этом регионе, напичканном российскими секретными объектами, - сказал Балтин, согласно сообщению информационного агентства 'Интерфакс'. Российский морской флот, якобы, был сам вполне в состоянии высвободить запутавшуюся мини-подлодку.
Но, как быстро выяснилось, это было не так, и поэтому в руки критиков российских военных попал целый арсенал аргументов. 'Эта история с подводной лодкой ставит целый ряд вопрос к военным и министерству обороны', - сказал Дмитрий Рогозин, председатель националистической партии 'Родина'. Неясно, однако, будут ли ответы на них верными и исчерпывающими.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Несмотря на уроки "Курска", России еще многому предстоит научиться ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Спасение субмарины: пять лет спустя ("USA Today", США)
Российская армия: ржавые танки, неисправные бомбардировщики ("Der Tagesspiegel", Германия)
Сотрудничество дает результат - подводная лодка спасена ("Christian Science Monitor", США)
Гонка со временем выиграна ("The New York Times", США)
Подводное дежа вю ("Wprost", Польша)