Как были спасены в воскресенье семь российских подводников, три дня находившиеся в ловушке на дне Тихого океана с подходившими к концу запасами кислорода?
Первый приходящий на ум ответ на этот вопрос состоит в том, что британская субмарина с дистанционным управлением перерезала кабели антенны и рыболовные сети, в которых запутался российский батискаф, дав ему тем самым возможность всплыть на поверхность.
Вместе с тем, дать морякам возможность избежать страшной участи, постигшей пять лет назад 118 членов экипажа атомной подводной лодки 'Курск', помогло также запоздавшее осознание реальности российскими властями.
Боясь проявить слабость и обнаружить компрометирующие секреты, Москва в августе 2000 года отказалась от иностранных предложений помощи, когда 'Курск' пошел ко дну Баренцева моря. Российский президент Владимир Путин, находившийся в отпуске и в течение пяти дней не делавший никаких официальных заявлений о подводной лодке, подвергся мощной критике в России и за рубежом за то, что позволил гордости и паранойе взять верх над необходимостью спасения жизней моряков.
В этот раз российское руководство быстрее поняло, что на них ляжет пятно общенационального позора, если оно погубит человеческие жизни вместо их спасения.
Это небольшой и вполне очевидный ответ. Но, по крайней мере, он демонстрирует, что, несмотря на постепенный отход Путина от демократии, общественное мнение в России еще имеет свое значение.
Повторяя ошибки истории
А принятое на прошлой неделе российскими властями решение заткнуть рот 'ABC News' демонстрирует, насколько сильно у Путина стремление контролировать общественное сознание. Но демонстрация эта носит более угрожающий характер.
Грех АВС состоял в том, что она показала интервью с лидером чеченских повстанцев Шамилем Басаевым, который открыто признает, что он террорист. Басаев несет ответственность за гибель сотен мирных людей, однако он утверждает, что российские руководители также террористы, поскольку они пытаются сокрушить многолетнее движение за отделение Чечни.
При этом не имеет никакого значения то, что АВС не ведет вещание на Россию, или что заявления Басаева вряд ли вызвали бы сочувствие среди россиян. Российское Министерство иностранных дел заклеймило позором данную передачу, назвав ее террористической пропагандой. В заявлении российского МИДа говорится, что оно не продлит аккредитации журналистам АВС.
Авторитаризм в России очень живуч. Несмотря на лицемерные заявления о приверженности идеалам демократии, меры, предпринятые против АВС, являются лишь частью длительной кампании Путина по усилению в стране режима единовластия, по ограничению свободы прессы, по закрытию телевизионных станций, критикующих государство, а также по подавлению политической оппозиции.
Такие действия представляют из себя отрицание неопровержимого факта, состоящего в том, что демократия не может существовать без свободного потока информации и без создания атмосферы ответственности и подотчетности власть предержащих перед народом. Это включает в себя и возможность услышать тех, с кем страна воюет.
Умный и практичный Путин cмог увидеть опасность в смерти российских моряков, однако ему еще далеко до освобождения от привычек, усвоенных в КГБ.