Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эффект 'Курска' - неизбежность повторения системы

Катастрофа потрясла Россию, но все осталось на прежних местах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сначала казалось, что российский военно-морской флот запомнил урок 'Курска'. Но чем дольше мини-подлодка лежала на дне, тем больше всплывало вопросов. Сейчас они уже на пути в Кремль. Радует лишь то, что российская пресса и парламент еще способны задавать эти вопросы

Сначала казалось, что российский военно-морской флот запомнил урок 'Курска'. Но чем дольше мини-подлодка лежала на дне, тем больше всплывало вопросов. Сейчас они уже на пути в Кремль.

Радует лишь то, что российская пресса и парламент еще способны задавать эти вопросы.

Одновременно с хэппи-эндом для спасенной команды начинаются проблемы для руководства флота и войск России, ведь на самом деле авария и спасение батискафа 'Приз' отнюдь не славная страница в истории российского флота.

'Приз' запутался по собственной глупости

Похоже, что 'Приз' запутался в тросах и шлангах секретной российской подводной антенны из-за собственного ошибочного маневра. Даже если это и произошло лишь после того, как лодка пыталась высвободиться из рыболовецких сетей на глубине 190 метров, это заставляет усомниться в профессионализме экипажа.

По крайней мере, это объясняет, почему Тихоокеанскому флоту понадобилось 23 часа на то, чтобы официально подтвердить информацию об аварии.

Руководству флота требуется 23 часа, чтобы признать неудачу

Последующие попытки тихоокеанского флота лишь подчеркнули эту неудачу. Во-первых, выяснилось, что во всем российском флоте больше нет действующих спасательных установок кроме застрявшего батискафа. Они либо превратились в груду металлолома, либо проданы. Новых не закупили даже спустя пять лет после катастрофы, произошедшей с 'Курском'. На момент аварии 'Приза' Тихоокеанский флот был гол, как сокол.

Нехватка разумной техники заменяется неудачными применениями силы

Во-вторых, Тихоокеанский флот попробовал заменить нехватку разумной техники грубым применением силы. Однако, попытки быстро оторвать лодку с остатками сетей, тросами, кабелями и шлангами от 60-тонного якоря и оттащить в сторону, пока не появились британцы и американцы, не увенчались успехом. Вместо этого адмирал Виктор Федоров предложил освободить лодку из пут при помощи взрыва. К счастью, эта новая форма динамитного браконьерства не нашла применения.

Спасение посредством взрыва, к счастью, даже не было применено

Семеро человек экипажа 'Приза' были спасены лишь потому, что пять лет назад на 'Курске' погибли 118 человек, и весь мир знает, что ответственность за это лежит на плечах руководства российского флота. Только поэтому Россия сразу обратилась за международной помощью, и сразу ее получила.

Но нельзя надеяться, что каждый раз, когда семеро российских моряков где-то снова застрянут со своим батискафом из-за собственной глупости, весь мир встанет на уши и прилетит помощь из Техаса и Лондона.

Главком ВМФ залег на дно, Путин дает ему отлежаться

Все это известно в Кремле и флотской 'верхушке', конечно, тоже, и известно было, вероятно, с самого начала. Поэтому, наверное, главком ВМФ адмирал Куроедов, на чьей совести уже есть 'Курск', сразу залег на дно, и больше его не видели. После катастрофы с 'Курском' адмирала спасли дружеские отношения с Владимиром Путиным, который помогал ему с дипломной работой (по истории российской военно-морской формы).

И на этот раз Владимир Куроедов мог бы отделаться легким испугом. Ведь Путин не стал вылавливать после аварии главнокомандующего флотом, а отправил на Камчатку министра обороны Сергея Иванова расхлебывать кашу, которую заварили на флоте.

Если министр обороны Иванов расхлебывает эту кашу, вряд ли его кандидатура будет рассматриваться в качестве преемника Путина

То, что приписывала Иванову российская пресса, перестало быть актуальным после выполнения этой задачи. Когда-то предполагалось, что он, возможно, сменит Путина на посту президента. Теперь же, только если он наведет порядок.

Дума зашевелилась, но масштаба позора явно недостаточно

По меньшей мере, зашевелилась хотя бы Дума. Фракция 'Родина' Дмитрия Рогозина, условно находящаяся в оппозиции, хочет узнать от военной прокуратуры, почему Российский флот не закупил спасательное оборудование. А коммунисты интересуются мерой ответственности Министерства Обороны.

Но, похоже, эти попытки не обладают необходимым весом, чтобы сломать неизбежность повторения системы. Для этого не хватает не только масштабов аварии 'Приза', но и размера позора.

Вероятно, здесь тоже возникнет эффект 'Курска'. Катастрофа потрясла Россию, но все осталось на прежних местах. 'Мы хотели как лучше, а получилось, как всегда'.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Несмотря на уроки "Курска", России еще многому предстоит научиться ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Спасение субмарины: пять лет спустя ("USA Today", США)

Русские сказки ("Frankfurter Neue Presse", Германия)

Российская армия: ржавые танки, неисправные бомбардировщики ("Der Tagesspiegel", Германия)

Сотрудничество дает результат - подводная лодка спасена ("Christian Science Monitor", США)

Гонка со временем выиграна ("The New York Times", США)

Катастрофический коктейль по-русски ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Подводное дежа вю ("Wprost", Польша)