Нью-Йорк, 8 августа 2005 года. Федеральный прокурор, расследующий дело о коррупции при осуществлении стоившей 64 млрд. долл. США программы Организации Объединенных Наций (ООН) для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие", выдвинул первые в этом деле уголовные обвинения против бывшего российского чиновника по закупкам в получении взяток в размере сотен тысяч долларов от работавших с ООН компаний.
Как заявил прокурор США по Южному округу Нью-Йорка Дэвид Келли (David N. Kelley), пятидесятидвухлетний Александр Яковлев признал себя виновным в трех эпизодах мошенничества с использованием электронных средств связи, в заговоре с целью совершения такого мошенничества и в отмывании денег. В случае признания виновным по суду Яковлеву грозит тюремное заключение сроком до 60 лет.
Дело против Яковлева родилось из внутреннего расследования ООН своей замаранной программы "Нефть в обмен на продовольствие", и произошло это в тот день, когда назначенная ООН комиссия обвинила бывшего руководителя этой программы Бенона Севана (Benon V. Sevan) в получении "отката" на сумму почти 150000 долл. от компании, которой руководили родственники бывшего Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса-Гали (Boutros Boutros-Ghali).
Уголовные обвинения представляют собой поворотную точку в скандале вокруг ООН, который до сего времени не представлял публичных доказательств того, что чиновники ООН нарушали закон. Пусть так, но обвинения в коррупции навредили репутации Генерального секретаря ООН Кофи Аннана (Kofi Annan) и подорвали доверие к возглавляемой им организации.
События понедельника также послали сигнал, что дознаватели ООН и прокуроры расширили свои расследования за рамки программы "Нефть в обмен на продовольствие" и занялись проверкой обвинений в коррупции в других департаментах ООН.
Возглавляющий расследование деятельности ООН бывший председатель Федерального резерва США Пол Волкнер (Paul A. Volcker) сказал, что Яковлев вымогал взятки у одной швейцарской компании, которая участвовала в аукционе в связи с программой "Нефть в обмен на продовольствие". Кроме того, Волкнер утверждал, что Яковлев получил более 950000 долл. в чеках одного офшорного банка от подрядчиков, которые вели с ООН дела иного рода.
Один высокопоставленный чиновник ООН сказал, что Аннан в понедельник лишил Яковлева дипломатического иммунитета и был готов сделать то же самое в отношении Севана, который отрицает, что совершал противозаконные действия и который недавно возвратился на свой родной Кипр. У Кипра нет договора об экстрадиции с Соединенными Штатами, касающегося финансовых преступлений.
В опубликованном в понедельник обвинительном документе ведомство Келли заявило, что Яковлев в 1996 году передал по факсу конфиденциальную информацию об аукционе одной компании, желавшей участвовать в программе ООН. Яковлева обвинили также в создании "крышевой" компании "Moxyco Ltd." с целью "облегчения незаконных и тайных выплат ему денег иностранными компаниями", которые пытались вести дела с ООН.
Яковлева в понедельник выпустили из тюрьмы под залог в 400000 долл. и взяли у него подписку о невыезде, сообщила пресс-секретарь Келли Меган Гаффни (Megan Gaffney). Яковлев отказался от комментариев через своего адвоката, Аркадия Бука (Arkady Bukh). Бук отказался сообщить, действительно ли его клиент сотрудничает с Келли. Но он сказал, что ожидает существенно более мягкого приговора, чем допустимый максимум.
Лидеры Конгресса США, проводящие собственные расследования деятельности ООН, сказали, что последние разоблачения подчеркивают нужду в глубоких переменах в том, как вершит свои дела эта всемирная организация. "Этот доклад показывает, что в ООН не существует институционных запретов и тревожных сигналов, которые необходимы для предупреждения о неправильном поведении чиновников, - сказал конгрессмен Кристофер Шейс (Christopher Shays), республиканец от штата Коннектикут. - Отсутствие контроля позволило коррупции отдельных чиновников процветать в масштабе всей системы".
Посол США при ООН Джон Болтон (John R. Bolton) не ответил на просьбу прокомментировать ситуацию.