9 августа 2005 года. По свидетельству американских водолазов, которые принимали участие в спасении в воскресенье семи членов экипажа российской сверхмалой подводной лодки, эта подлодка оказалась в плену на дне Тихого океана, когда старая рыболовная сеть намоталась на ее винт и привязала ее к российскому донному устройству подслушивания, размеры которого больше размеров экрана кинотеатра для автомобилистов.
Водолазы, с которыми вчера, вскоре после их возвращения в Сан-Диего, состоялся телефонный разговор, сказали, что подлодка была так прочно привязана к этому устройству, что за все время интенсивной 5-часовой операции по высвобождению подлодки из плена британский глубоководный аппарат не смог подойти к ней достаточно близко, чтобы разрезать всю опутавшую подлодку сеть.
Вместо этого, после того как механическая рука британского аппарата перерезала большую часть перепутанной сети, российские командиры с ближайшего надводного корабля приказали экипажу подлодки продуть воздухом под давлением ее балластные цистерны. Это, по словам водолазов, облегчило подлодку и позволило ей совершить рывок вперед с достаточной силой, чтобы разорвать последние остававшиеся толстые нейлоновые канаты, которые удерживали ее на дне.
На борту одного из спасательных судов находились четверо водолазов ВМС США, участвовавших в спасательной операции. В телефонных интервью двое из них сказали, что наблюдали, как окрашенная в красно-белые полосы российская подлодка всплыла на поверхность; ей потребовались 2-3 минуты, чтобы подняться с глубины 625 футов (1 фут = 0,30479 м), где она оказалась в подводной ловушке у берегов Камчатского полуострова.
Хотя подъем подлодки не контролировался, она благополучно выскочила на поверхность между двумя спасательными судами, что один из водолазов, лейтенант-коммандер (примерно соответствует званию "капитан 3 ранга" в российском флоте - прим. пер.) Жерар Демер (Gerard Demers), назвал "чистым везением".
Рассказ водолазов помог разобраться в запутанных и противоречивших друг другу сообщениях российских официальных лиц за те 3 суток, в течение которых предпринимались попытки добраться до подлодки раньше, чем кончится запас воздуха у скорчившихся внутри нее в холоде и темноте моряков.
После того как в четверг подлодка длиной 44 фута оказалась в ловушке, командиры российского флота поначалу утверждали, что она запуталась в рыболовной сети. Но к пятнице некоторые официальные лица стали говорить, что ее удерживают тросы, привязанные к подводной антенне устройства подслушивания, которое предназначено для обнаружения иностранных подводных лодок, шныряющих вокруг расположенной неподалеку крупной российской военно-морской базы.
Полагают, что это устройство является крупногабаритным гидрофоном, который сканирует океанские глубины в поисках издаваемых подводными лодками шумов; по всей вероятности, это наследие игр "в кошки-мышки", которые велись под водой во времена "холодной войны". Некоторые российские официальные лица сказали, что подлодка запуталась в тросах, когда проводила инспекционный осмотр этого устройства.
Мастер-водолаз ВМС США Том Перкинс (Tom Perkins) сказал, что передаваемые с британского глубоководного аппарата видеокадры было очень трудно разобрать, ибо они представляли собой своеобразную "темную загадку", из-за чего британским операторам было очень трудно управлять механической рукой с кусачками. Управление осуществлялось с помощью джойстика в кабине, которая была приварена к палубе российского спасательного судна. "Это была настоящая неразбериха", - сказал он в телефонном интервью.
Участвовавшие в спасательной операции у берегов Камчатки американские водолазы входят в состав базирующегося в Сан-Диего подразделения водолазов-глубоководников. Они прилетели на Камчатский полуостров в пятницу вместе с тоннами специального спасательного оборудования, в том числе с двумя американскими глубоководными аппаратами, аналогичными британскому. Британский аппарат прибыл первым, и американские водолазы сопровождали его на место аварии. Западные официальные лица сказали, что российские моряки были спасены примерно за 3-6 часов до того, как у них должен был закончиться запас воздуха.
А тем временем в интервью вчера на Камчатском полуострове несколько из спасенных моряков подтвердили то, что специалисты-подводники думали все время: что они лежали в темноте, плотно прижимаясь друг к другу, в теплозащитных костюмах, когда температура внутри подлодки опускалась до 40 градусов по Фаренгейту (4,44 градуса по Цельсию).
Агентство "The Associated Press" сообщило, что этим людям было приказано дышать, по возможности, очень слабо - чтобы содержание углекислого газа не достигло вредного уровня - а запас воды был очень небольшим, и каждому доставалось не более 3-4 глотков воды в сутки.
"Мы поняли, что попали в ловушку", - сказал репортеру агентства один из членов экипажа подлодки, Геннадий Воронин.
"Было очень холодно", - сказал другой член экипажа, фамилия которого не упоминается.
Агентство сообщило, что некоторые из людей начали писать предсмертные записки своим родным. Но командир подлодки, 25-летний капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский, сказал, что он и его экипаж не теряли надежды.
"Мы все это время верили, что нас спасут", - сказал он.