Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гниющие апельсины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Работая в декабре 2003 г. над стратегией европейской интеграции для Украины, мы знали только то, что это должна быть программа президента-победителя Ющенко. Однако, в ходе избирательной кампании в общественное сознание проник лозунг 'европейский выбор Украины', который оппоненты почти автоматически противопоставляли 'восточному выбору'. Присутствие поляков на Майдане Незалежности только поляризовало эти позиции

Автор статьи - председатель фонда 'Wiedziec Jak' ('Знать Как'), советник Виктора Ющенко во время 'оранжевой революции'

Работая в декабре 2003 г. над стратегией европейской интеграции для Украины, мы знали только то, что это должна быть программа президента-победителя Ющенко. Однако, в ходе избирательной кампании в общественное сознание проник лозунг 'европейский выбор Украины', который оппоненты почти автоматически противопоставляли 'восточному выбору'. Присутствие поляков на Майдане Незалежности только поляризовало эти позиции. Масла в огонь добавили действия Владимира Путина, который вмешивался в выборы, декларируя поддержку кандидату власти Виктору Януковичу.

Так что, став президентом, Ющенко должен был примирять противостоящие силы в стране, действуя по принципу 'и Богу свечка, и черту кочерга'. Со своим первым визитом он отправился в Москву, только после этого поехал в Страсбург, где провозгласил, что делу возвращения в Европу будет служить программа перестройки украинского государства. Ющенко заявил о необходимости пересмотра договоренностей о едином экономическом пространстве, которые привязывают украинскую экономику к России, Белоруссии и Казахстану и сообщил, что вскоре Украина подготовит официальное заявление по вопросу членства в ЕС.

Команде Ющенко не облегчали жизнь ни великодержавные амбиции России, ни отсутствие ясных деклараций со стороны Европейского Союза. Украинцам пришлось выслушать довольно категорическое заявление Бениты Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), комиссара ЕС по внешней политике, о том, что Евросоюз готов говорить с Украиной о привилегированном партнерстве в рамках политики соседства, но не о членстве.

Назначенный вице-премьером по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук дипломатично заявил: 'Мы не готовы к вступлению. Когда мы говорим о готовности к вступлению в ЕС, то нужно говорить о готовности к выполнению определенных обязательств. Сейчас Европа старается понять логику нашего правительства, чтобы знать, в каком формате вести диалог'. Однако, слова вице-премьера скрывали тот факт, что через полгода после революции Украина оказалась на очень опасном повороте.

Польское окно для Украины

Слова 'европейский выбор Украины' были в устах Ющенко не только предвыборным лозунгом, но и обязательством по разработке механизмов принятия законодательства, соответствующего евростандартам. Все необходимые элементы для обеспечения марша Украины в европейском направлении основывались на решениях, выработанных несколько лет назад в Польше. Основой плана стала 'Национальная стратегия интеграции'. Планы анализировал и официально утвердил сам Ющенко. Полноправное членство в ЕС было и остается стратегической целью Ющенко как главы государства - заявлял вице-премьер Рыбачук.

Месяц спустя был подписан договор о сотрудничестве между Украиной и ЕС, а в Киев для подписания 'Меморандума о сотрудничестве' прибыл Ярослав Петрас (Jaroslaw Pietras), руководитель польского Комитета Европейской Интеграции. Этот меморандум должен был создать условия для обучения украинских чиновников в Польше. Когда Рыбачук заявил, что под его руководством будет создан Государственный комитет по вопросам европейской интеграции, объявилось множество готовых работать в новой правительственной структуре.

Война компетенций

Олег Рыбачук оказался в новом правительстве одинок - он был человеком президента в команде госпожи премьер-министра. Мало того, отвечая за 'европейские вопросы', вице-премьер вступил в область компетенции руководителя МИД Бориса Тарасюка, коньком которого всегда была именно эта проблематика. 'Оба политика невероятно амбициозны, и есть опасения, что они могут не только конкурировать, но и заниматься взаимной дискредитацией, особенно, если их полномочия в данной области не будут официально разграничены', - отмечала Анна Гурска (Anna Gorska) из Центра восточных исследований (Osrodek Studiow Wschodnich).

Как можно догадаться, эти компетенции не были разграничены. До сих пор не создан Государственный комитет по вопросам европейской интеграции. Все инициативы Рыбачука были заблокированы: реформа правительственных структур, введение 'европейских' ячеек в ведомствах, не говоря уже о создании сети пунктов европейской информации, которому должна была предшествовать административная реформа. Проводить ее должен был назначенный с этой целью на должность вице-премьера Роман Бессмертный.

СМИ любили припоминать Бессмертному, что в течение пяти лет он был представителем президента Кучмы в парламенте и защищал своего шефа от обвинений оппозиции. Несмотря на неэлегантную критику своего будущего руководителя Юлии Тимошенко, которую он назвал 'аферисткой' и 'шантажисткой', Бессмертный вошел в правительство.

Несмотря на декларации о том, что вице-премьер строит государство по европейскому образцу, в высказываниях Бессмертного появляются прямо-таки головокружительные тезисы, правда, замаскированные изящной риторикой лозунгов об уважении к воле общества. Например, такой, что при всех министерствах будут созданы 'гражданские коллегии', дающие согласие на то, чтобы решение министерства или кабинета воплотилось в жизнь. На вопрос о том, кто бы входил в такие коллегии, Бессмертный отвечает: 'Это должны быть такие люди, перед которыми было бы невозможно что-то скрыть'.

Реформа самоуправления, за которую отвечает вице-премьер, якобы должна уничтожить политическую структуру, которая позволяет фальсифицировать результаты выборов: президент - руководитель областной администрации - руководитель районной администрации. Однако, сделанный Ющенко персональный выбор противоречит принципам реформы - ответственным за объединение сил 'Нашей Украины в 2006 г., а тем самым, за результат выборов, является не кто иной, как Роман Бессмертный.

Неокучмизм

Проблема отсутствия децентрализации власти ежедневно оказывает влияние на жизнь рядового обывателя, который, не доверяя местным властям, садится в поезд и едет прямо в Киев на Шелковичную, 12, где находится 'общественная приемная президента'. На ее лестнице обретаются десятки людей, ожидающих встречи с чиновниками президента или - дай Боже! - с самим президентом, который заглядывает сюда раз в месяц.

Ежедневно 'в салон' попадает 100-150 человек, которые жалуются, что все осталось как при Кучме. Легко подсчитать, что даже при 10-часовом рабочем дне каждому из просителей будет отведено максимум шесть минут. 'Будет новый Майдан - говорит один из них - но не против Ющенко, а против судов'. Президентские чиновники защищаются, говоря, что не их дело вмешиваться в судебные процедуры, показывают списки положительно решенных вопросов. А просители показывают письма за подписью Ющенко, в которых он требует у губернаторов заняться их проблемами - безуспешно, поэтому они возвращаются на лестницу приемной, на этот раз с матрасом и провиантом, чтобы добиться 'царской' аудиенции.

Восток засасывает

В мае 2005 г. премьер Тимошенко объявила: сегодня на заседании правительства было принято четко сформулированное решение о том, что единое экономическое пространство - это стратегия Украины. Через несколько дней эти слова подтвердил Виктор Ющенко. Главным пунктом переговоров стало создание пространства свободной торговли как средства, препятствующего углублению торгового дефицита между Украиной и Россией. 'Указа' о формировании СНГ [вероятно, автор имела в виду ЕЭП - прим. пер.] и роли Украины в этом процессе пришлось ждать целый месяц, хотя параллельно с этим в Конституционный Суд поступила просьба о рассмотрении данных договоренностей на предмет соответствия украинской конституции, а эксперты начали громко говорить о том, что планы таможенного, экономического и валютного союза с Россией и Белоруссией могут помешать переговорам Украины с ВТО.

Реформаторские конвульсии в области внешней политики и внутренних реформ связаны с тем, что смена кадров после Кучмы была чисто символической. Была предпринята попытка расставить по-новому элементы старой сценографии на завоеванной политической сцене. Даже те, кто стал новым лицом власти, шаг за шагом втягиваются в старые структуры взаимозависимости.

Так же, как концепция сближения Украины с Европой почти сразу получила антитезу в виде необходимости укрепления связей в рамках СНГ, множество других инициатив немедленно обретают искривленное отражение, являющееся отрицанием провозглашенных намерений. Ликвидация правительством свободных экономических зон, подорвавшая доверие инвесторов и вызвавшая бегство капитала, получила свой противовес в 'Меморандуме о проблемах приватизации', который должен обеспечивать инвесторам равные шансы при приватизации.

Проект закона о невозможности совмещения депутатами парламентских и предпринимательских функций также обрел противовес в проекте изменений уголовно-процессуального кодекса - об охране приятелей депутатов при помощи ручательства, подписанного не менее, чем 150 депутатами.

Депутаты смогли бы вмешиваться в ход следствия и освобождать от ареста тех, кто смог пролоббировать достаточное число 'народных избранников'. Однако, такие идеи не имеют ничего общего с европейскими стандартами и вредят имиджу новой власти. Все чаще в Киеве слышится о возвращении 'кучмизма'.

Заявления политиков о 'многовекторной' и 'сбалансированной' внешней политике памятны еще со времен Кучмы. Как правило, они означают отсутствие четкой стратегии и согласие на роль слабого партнера, находящегося под влиянием соседа, который сегодня заявляет о своем желании воссоздать постсоветскую империю.