Юбилеи всегда пробуждают воспоминания, в том числе мрачные и противоречивые; шестидесятая годовщина окончания второй мировой войны, которую мы отмечаем в этом году, показывает, что единство в оценке самого страшного конфликта в истории 20 века по-прежнему отсутствует.
Мы наблюдали бурные демонстрации в Китае: их участников разгневало содержание японских учебников истории. Япония много раз приносила извинения за свои военные преступления, и тем не менее до сих пор не может устоять от соблазна обелить собственную роль во второй мировой войне. Возможно, японская и китайская точки зрения на этот смертоносный конфликт не совпадут никогда.
Жителям Юго-Восточной Азии японская оккупация принесла ужасные страдания, однако там нашлось немало людей, по доброй воле вставших на сторону японцев, поскольку колонизаторы - британцы, французы, голландцы - вызывали у них еще большую ненависть. Индийцы до сих пор не уверены, кого им следует чтить - героев Британской индийской армии, сражавшихся и погибавших в борьбе против японских захватчиков, или солдат Индийской национальной армии, сформированной в основном из индусов, завербованных в японских лагерях для военнопленных, воевавших плечом к плечу с японцами против соотечественников, поскольку они считали, что подлинный враг - британцы.
После разгрома Франции французы во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже по указанию коллаборационистского правительства Виши скрепя сердце заключили союз с японцами. Таиланд же решил, что лучше всего вообще не оказывать Японии сопротивления. Благоразумный тайский посол в Вашингтоне не стал вручать Госдепартаменту продиктованную из Токио декларацию об объявлении войны США, благодаря чему в конце войны американцы рассматривали Таиланд как жертву агрессии, а не союзника стран 'Оси'.
В Европе оценка второй мировой войны также вызывает массу разногласий. Президенту Бушу пришлось искусно лавировать между 'рифами' торжеств в России по случаю победы в 'Великой Отечественной войне' против Гитлера и исторических обид прибалтов, для которых 1945 г. попросту означал замену нацистской тирании на советскую.
Еврокомиссия заявила, что подлинным 'концом диктатуры' в Европе стало падение Берлинской стены в 1989 г., а не крушение третьего Рейха; в передовой статье 'Financial Times' указывалось: 'Кроме того, России следует признать, что в 1939-40 гг. СССР в сотрудничестве с Гитлером оккупировал Восточную Европу, а в 1945 г. установил собственное господство в регионе'. Россиян подобные заявления просто ошеломляют. Для большинства из них победа над Гитлером - крупнейшее ('а, возможно, и единственное', как язвительно заметила 'Economist') однозначно позитивное достижение Советского Союза. Рональд Рейган (Ronald Reagan) называл СССР 'империей зла', но сегодня Владимир Путин утверждает, что его распад стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 столетия.
Многие американцы полагают, что войну с Гитлером выиграли рядовой Райан и 'Братья по оружию' ['Band of Brothers' - телефильм об американских десантниках во время второй мировой войны - прим. пер.]. Британцы лучше всего помнят, как они в одиночку противостояли Гитлеру. Однако большинство россиян, зная о том, что их страна потеряла 27 миллионов человек (больше, чем остальные союзники вместе взятые) пожалуй, согласится со сталинским афоризмом: Англия вложила в победу время, Америка - деньги, Россия - кровь.
Из всех стран 'Оси' Германия наиболее откровенна относительно собственного прошлого. 'Мы несем ответственность за то, чтобы память о всех этих страданиях и их причинах не умерла', - заявил президент ФРГ Хорст Келер (Horst Koehler). Однако немцы указывают на то, что они тоже стали жертвами войны. Совсем недавно стали в открытую обсуждаться такие вопросы как массовая депортация немецкого населения из ряда стран после окончания войны или зверства, совершенные советскими солдатами - в частности, они изнасиловали до 2 миллионов немок.
Сегодня вряд ли кто из американцев вспомнит, что в ходе 'зимней войны' между СССР и Финляндией последнюю считали союзницей стран 'Оси' [так в тексте. На самом деле во время Зимней войны Франция, Великобритания и США оказывали Финляндии политическую поддержку и материальную помощь - прим. перев.], а в апреле 1945 г. многие части, защищавшие Берлин, состояли из французов, прибалтов и скандинавов, сражавшихся в рядах вермахта. Британский публицист Джефри Уиткрофт (Geoffrey Wheatcroft) утверждает, что 'коллаборационистов во Франции было больше, чем участников Сопротивления', и то же самое, по его оценкам, можно сказать о количестве французов, воевавших с оружием в руках, соответственно, на стороне 'Оси' и в рядах союзников.
Если бы союзники проиграли войну, разрушительные бомбардировки Гамбурга, Дрездена и Токио вполне могли бы попасть в категорию военных преступлений, а атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки многие сегодня считают сомнительными с нравственной точки зрения. Лично я полагаю - и эту точку зрения подтверждает недавний документальный фильм 'Победа на Тихом океане' ('Victory in the Pacific') - что атомная бомба сохранила жизнь не только многим американцам, но и еще большему количеству японцев: ведь империя готова была сопротивляться союзному вторжению до последнего человека - будь то мужчины, женщины, или дети.
Однако в этом вопросе единства мнений нет, и вряд ли оно когда-нибудь будет достигнуто.
Х.Д.С. Гринуэй ведет постоянную колонку в 'Boston Globe'