Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неподкупная ООН?

Чиновники ООН проделали большой путь к признанию необходимости глубоких организационных изменений

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Комиссия по расследованию скандала в связи с программой Организации Объединенных Наций для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие" на этой неделе опубликовала отчет о том, как руководитель этой программы Бенон Севан и сотрудник Службы закупок ООН Александр Яковлев прямо наживались на взяточничестве. Не прошло и нескольких часов, как г-н Яковлев признал себя виновным и сознался, что получил взяток на несколько сотен тысяч долларов. Г-н Севан, напротив, отрицал всякие правонарушения и утверждал, что его пытаются оклеветать неназванные враги.

10 августа 2005 года. Комиссия по расследованию скандала в связи с программой Организации Объединенных Наций (ООН) для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие", быстро перейдя от общего к конкретному, на этой неделе опубликовала подробный отчет о том, как двое чиновников ООН, руководитель программы "Нефть в обмен на продовольствие" Бенон Севан (Benon Sevan) и сотрудник Службы закупок Александр Яковлев, прямо наживались на взяточничестве. Не прошло и нескольких часов, как г-н Яковлев признал себя виновным в заговоре с целью мошенничества с использованием электронных средств связи, в мошенничестве с использованием электронных средств связи и в отмывании денег. Он сознался, что получил взяток на несколько сотен тысяч долларов. Г-н Севан, напротив, отрицал всякие правонарушения и утверждал, что его пытаются оклеветать неназванные враги. "Реальным скандалом в связи с программой 'Нефть в обмен на продовольствие', - заявил он, - является искажение и неправильное представление достижений в осуществлении этой программы хорошо известными к настоящему времени недругами ООН".

Разумеется, это правда, что комиссия по расследованию во главе с Полом Волкнером (Paul A. Volcker) не является официальным органом и поэтому не могла принудить г-на Севана к сотрудничеству, от которого он отказался. Тем не менее, косвенные улики против него являются весомыми: среди прочего, балансы банка показывают, что в период 1998-2003 годов, после того, как г-н Севан потребовал, чтобы высокопоставленные иракские чиновники выдали контракт одной компании, которую контролировали двое его друзей [оба из которых, что любопытно, имеют отношение к бывшему Генеральному секретарю ООН Бутросу Бутросу-Гали (Boutros-Boutros Ghali)], на его счет в Нью-Йоркском банке поступили необъяснимые суммы.

Самое тревожное в настойчивых утверждениях г-на Севана о том, что он является не более чем жертвой "хорошо известных недругов ООН", заключается в том, что другие, кажется, все еще испытывают определенную симпатию к этой точке зрения. В понедельник Марк Браун (Mark Malloch Brown), начальник канцелярии Генерального секретаря ООН Кофи Аннана (Kofi Annan), повторил одно из любимых изречений своего босса, когда резко критиковал средства массовой информации (СМИ) за то, что те заостряют внимание "на маленьких черных точках" коррупции вместо "замечательной сети" людей и компаний, которые сделали столь "успешной" программу "Нефть в обмен на продовольствие".

Чиновники ООН проделали большой путь к признанию необходимости глубоких организационных изменений. Однако вызывает беспокойство неспособность г-на Аннана понять, что программа "Нефть в обмен на продовольствие" была коррумпированной в своем сердце - или, быть может, в своей голове, учитывая свидетельства неблаговидного поведения ее руководителя. Однако Соединенные Штаты и другие страны фактически мирились с программой "Нефть в обмен на продовольствие" - наряду с другими формами обхода санкций - что давало правительству Саддама Хусейна (Saddam Hussein) возможность обогащаться за счет народа Ирака. Это был глубоко тревожащий пример того, как гуманитарные наклонности ООН иногда могут являться сильно ошибочными. Пока какая-либо часть этой организации и ее защитников продолжает верить, что беда с программой "Нефть в обмен на продовольствие" является малозначимым делом, которое придумали американские законодатели и их друзья из СМИ, трудно понять, как любая реформа, какой бы великолепной она ни казалась на бумаге, достигнет чего-нибудь на практике. Реформа начинается и заканчивается самообманом.