August 9, 2005; Page A10
Представьте себе, что генеральный прокурор США получает почти половину личного дохода за счет взяток от мафиозного клана Гамбино. Продолжим нашу гипотетическую историю: представьте себе, что этот генеральный прокурор - давний и близкий друг президента. Так вот: как показало расследование комиссии под руководством Пола Волкера (Paul Volcker), созданной при ООН для расследования возможных злоупотреблений при реализации программы 'Нефть в обмен на продовольствие', примерно аналогичная ситуация сложилась в Организации Объединенных Наций при Кофи Аннане.
Вчера был опубликован очередной доклад г-на Волкера о программе 'Нефть в обмен на продовольствие', где основное внимание уделяется действиям Бенона Севана (Benon Sevan), бывшего директора Управления ООН по осуществлению иракской программы (UN Office of Iraq Program), и Александра Яковлева, сотрудника ооновской службы закупок. Хотя особых сюрпризов доклад не содержит, в нем детально расписывается, как господа Севан и Яковлев сколотили соответственно 150000 и 950000 долларов на различных закупочных контрактах ООН. Тем самым он дает яркую картину ооновской 'кухни' при г-не Аннане.
Обвинения против г-на Севана однозначны. В ходе визита в Багдад в июне 1998 г. он попросил министра нефтяной промышленности Ирака направить 1,8 миллиона баррелей сырой нефти в адрес небольшой торговой фирмы AMEP, расположенной в Женеве. Один из директоров AMEP - уроженец Египта Эфраим Надлер (Efraim Nadler) - был ближайшим другом г-на Севана.
С 1998 по 2001 г. AMEP получила 7,3 миллионов баррелей иракской нефти, от продажи которой она извлекла прибыль в размере 1,5 миллиона долларов. Из этой суммы почти 600000 долларов были переведены на контролируемый г-ном Надлером счет в одном из банков Женевы. Как отмечается в докладе г-на Волкера, с этого счета неоднократно снимались наличные - на общую сумму в 257000 долларов - причем это происходило в те периоды, когда 'г-н Надлер и/или г-н Севан находились в Женеве и собирались возвращаться в Нью-Йорк'.
Неясно, как именно господа Севан и Надлер делили эти деньги, однако установлено, что г-н Севан и его жена (также работающая в ООН) внесли на счета в Нью-Йоркские банки наличные на общую сумму в 147184 доллара, причем 'между этими поступлениями и предшествовавшими им датами, когда с женевского счета г-на Надлера снимались деньги, существует высокая степень временного соответствия'. Супруги Севан, чей совокупный заработок за тот же период после уплаты налогов составил 200000 долларов (кстати, они содержали две квартиры), использовали полученные от г-на Надлера деньги на выплату долгов, в которые они постоянно влезали.
Г-на Яковлева, недавно потерявшего свой пост из-за того, что он устроил сына на работу в компанию, имевшую деловые связи с ООН, комиссия г-на Волкера обвинила в попытке получить взятку от французской компании SGC, специализирующейся на инспекции нефтяных поставок, за секретную информацию об ооновском тендере. В докладе г-на Волкера ничего не говорится о том, получила ли SGC эти сведения, и была ли выплачена взятка. Однако комиссии удалось установить, что на контролируемый г-ном Яковлевым счет в одном из банков Антигуа было переведено в общей сложности 1,3 миллиона долларов, из которых 950000 'поступило от различных компаний (или лиц, связанных с этими компаниями) получивших от Организации Объединенных Наций контракты или заказы на общую сумму в 79 миллионов долларов'.
Вчера американские власти задержали г-на Яковлева, и он признал себя виновным в получении взяток, мошенничестве при электронном переводе денежных средств и отмывании денег. Г-н Севан, однако, заявляет о своей невиновности, и написал г-ну Аннану письмо, где говорится: 'Эти обвинения лживы, и вам, человеку, знавшему меня все эти годы, должно быть известно, что они лживы'. Вопросу о том, что именно известно г-ну Аннану, будет посвящен следующий доклад г-на Волкера - его публикация ожидается в сентябре. Пока же мы будем с интересом ожидать, выполнит ли Генеральный секретарь свое обещание лишить г-на Севана дипломатического иммунитета, когда (и если) ему будут предъявлены официальные обвинения.
На сегодняшний день ясно одно: генсек ООН, как это ни парадоксально, намеревается преподнести доклад Волкера - этот 'обвинительный приговор' его деятельности на посту главы организации - в качестве аргумента в пользу своей программы реформ, а значит и для того, чтобы удержаться на своем посту. 'В рамках своего расследования деятельности г-на Яковлева', указывается в ооновском пресс-релизе, организация 'составит собственные рекомендации относительно дальнейших реформ, особенно в области усиления надзора и контроля над действиями отдельных сотрудников закупочной службы'.
Алчность г-на Севана, конечно, заслуживает осуждения, но самым скандальным в этой связи представляется тот факт, что за подобные, по сути незначительные суммы, Саддам Хуссейн мог манипулировать осуществлением программы 'Нефть в обмен на продовольствия' и заставлять ООН исполнять его волю. Причиной этого стала не халатность контрольных органов ООН: это произошло из-за того, что организация по политическим причинам продолжала контакты с Саддамом, причем г-н Аннан лично поддерживал этот курс, как своими дипломатическими инициативами, так и неустанными попытками сохранить статус-кво, сложившееся до начала иракской войны.
Даже сейчас защитники ООН пытаются представить программу 'Нефть в обмен на продовольствие' как великую гуманитарную акцию, чьи высокие цели лишь немного подмочены отдельными, непомерно раздутыми фактами коррупции. На деле же программа была настоящим раздольем для коррупционеров, чему способствовал тот факт, что человек, непосредственно отвечавший за ее осуществление, как показывают собранные г-ном Волкером данные, фактически находился на службе у иракского режима. Возможно, г-н Аннан сочтет это еще одним основанием для 'реформ'. Но если в его высказываниях на этот счет есть хоть малейшая доля серьезности, генсеку стоит для начала поглубже задуматься о собственной ответственности за провалы, случившиеся именно под его руководством.