Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Одиссеи - морские и космические

Добро пожаловать на землю, покорители космоса и океана!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ничто не может сравниться по надежности с земной твердью. С этим, наверно, согласятся американские астронавты, пережившие вчера стремительный полет к земле с космической орбиты, и члены экипажа российского батискафа, вырвавшиеся в воскресенье из черных тихоокеанских глубин - как и все, кто следил за этими головокружительными событиями.

Ничто не может сравниться по надежности с земной твердью. С этим, наверно, согласятся американские астронавты, пережившие вчера стремительный полет к земле с космической орбиты, и члены экипажа российского батискафа, вырвавшиеся в воскресенье из черных тихоокеанских глубин - как и все, кто следил за этими головокружительными событиями.

Человеку, никогда не поднимавшемуся так высоко (на 225 миль над Землей), и не спускавшемуся так глубоко (на 625 футов от поверхности океана), трудно решить, какому из двух экипажей выпало более жестокое испытание. Пожалуй, тяжелее пришлось морякам с батискафа АС-28 'Приз', запутавшегося в рыболовных сетях и тросах, будто некий рукотворный кит - они были словно погребены заживо в его тесных отсеках и напрямую столкнулись с мрачной реальностью гибели от недостатка воздуха.

В кино мы не раз видели, в каких условиях служат люди в замкнутом пространстве подводных кораблей, но мало кому из гражданских хоть раз довелось побывать на борту одного из них. Мир подводников не кажется таким обманчиво привычным, как мир космических кораблей, знакомый нам по вебсайту НАСА или живописным снимкам, на которых астронавты парят в открытом космосе на фоне гигантского шара - нашей планеты.

Телекамеры не снимали, как АС-28 уходит - как позднее объяснили российские чиновники корреспондентам 'Associated Press' - на свое тренировочное задание. Подводники не гонятся за рекламой, и названия их кораблей попадают в заголовки газет только в тех случаях, если с ними происходит что-то ужасное - именно поэтому пять лет назад весь мир узнал имя погибшей атомной субмарины 'Курск'. Но даже в этих случаях телеканалы не крутят раз за разом видеоролики с картинами катастрофы.

Трудно представить себе, какое напряжение в ходе своего трехдневного заточения испытывали моряки, дрожащие от холода при пяти градусах в промозглом пространстве батискафа, стараясь не делать глубоких вздохов, чтобы сохранить запас кислорода, пока британские спасатели со своим глубоководным аппаратом спешили им на помощь, а затем резали стянувшие корабль сети и тросы.

'Картинка' полета 'шаттла' временами напоминала видеопособие из серии 'сделай сам' - например, когда астронавты Соити Ногути (Soichi Noguchi) и Стивен Робинсон (Stephen Robinson) испытывали герметик, или когда Робинсон перемещался под брюхом 'Дискавери', обрывая торчащие клочья наполнителя теплозащитных пластинок. Руководители полета спокойно обсуждали потенциальные риски и особенности аэродинамики, объясняя, почему наполнитель при снижении может причинить неприятности, а сорванная теплоизоляция возле иллюминатора пилотской кабины - нет.

И все же в открытом космосе астронавты выглядели такими уязвимыми, и страна перевела дыхание только после того, как вчера утром стало ясно, что расчеты, связанные с ремонтом 'шаттла', оправдались. Хотя семерым астронавтам, в отличие от семерых подводников, не грозила непосредственная опасность, их жизнь подвергалась риску с момента взлета до момента посадки; кроме того, и те, и другие не могли не помнить о недавних катастрофах 'шаттлов' и подлодок.

И те, и другие выбрали себе профессию - как выразился в свое время Джон Ф. Кеннеди (John F. Kennedy) о космонавтах - 'не потому, что она легкая, а потому, что она трудная'. Добро пожаловать на землю, покорители космоса и океана! Мы рады, что вы снова с нами.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Российская драма с подводной лодкой - без разрешения на спасение ("Focus", Германия)

Спаситель русских подводников признает, что вовсе не был уверен в успехе ("The Times", Великобритания)

Спасение российского экипажа - это лучшее проявление человечности ("Pittsburgh Post-Gazette", США)

Россия больше не страдает паранойей ("The Guardian", Великобритания)

Российский военно-морской флот снова надо спасать ("Time", США)

Морское братство подводников ("Los Angeles Times", США)

Спасенный экипаж рассказывает о тяготах 76 часов под водой ("The Guardian", Великобритания)

Уйдет ли в отставку главком флота Путина? ("Der Tagesspiegel", Германия)

Российская мини-подлодка попала в ловушку ("The New York Times", США)

Российские моряки спасены. Начинается поиск козлов отпущения ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Россияне радуются спасению батискафа и требуют перемен ("San Francisco Сhronicle", США)

Эффект 'Курска' - неизбежность повторения системы ("Aktuell.ru", Германия)

Русские сказки ("Frankfurter Neue Presse", Германия)

Несмотря на уроки "Курска", России еще многому предстоит научиться ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Спасение субмарины: пять лет спустя ("USA Today", США)

Российская армия: ржавые танки, неисправные бомбардировщики ("Der Tagesspiegel", Германия)

Сотрудничество дает результат - подводная лодка спасена ("Christian Science Monitor", США)

Гонка со временем выиграна ("The New York Times", США)

Катастрофический коктейль по-русски ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Подводное дежа вю ("Wprost", Польша)