Избиение поляков из посольства почти наверняка не являются делом рук хулиганов или граждан, которые, вот так, плохо реагируют на польскую речь. Это почти наверняка было кем-то заказано.
Но это не значит, что сигнал 'хватай поляка' дал Кремль. Владимир Путин уж точно не хочет, чтобы Россию в мире воспринимали как дикую страну, где бьют дипломатов. Тем более что краснеть по этому поводу ему приходится слишком часто. За годы его правления - как во вторник подсчитала московская газета 'Коммерсант' - в России произошло не менее 20 нападений на сотрудников иностранных посольств.
С другой стороны, именно Путин создает атмосферу, при которой некий излишне горячий генерал или другой самодур, желающий добиться расположения властей, мог отдать приказ об избиении поляка. На упоминание о нашей стране президент России реагирует так же импульсивно, как до сих пор на слово 'Чечня'. Особенно, с тех пор, как Польша и президент Квасьневский сыграли такую роль в оранжевой революции на Украине.
За нападениями на дипломатов могут стоять и враждебные Путину силы. Сегодня антипольские и, говоря шире, антизападные настроения подогревает, прежде всего, националистическая и шовинистическая пресса наподобие красно-коричневого еженедельника 'Завтра'. Он регулярно помещает откровения о трусливом, ленивом и подлом польском народе, по прочтении которых - как уверяет редакция - 'каждый поляк должен бы застрелиться'.
Есть еще кое-кто, кто при вестях о нападениях в Москве в дикой радости потирает руки - угнетающий поляков Александр Лукашенко. Теперь он может сказать, что Россия делает то же самое, что и он, а, кроме того, московские инциденты отвлекают внимание от его выходок.
Однако, кто бы ни стоял за событиями в Москве, ответственность возлагается на Кремль. Так же, как и Варшава несла бы ответственность, если бы у нас совершались серийные нападения на дипломатов. Кремль должен найти и наказать виновных, чтобы доказать, что они не выполняли его заказ. Он должен их найти, тем более, что - как можно предполагать - они действуют и против него.
Этого должна требовать Варшава - пока не будет достигнут результат.
Но без антироссийской истерии. Я прожил в России шесть лет. И я никогда не встречался с агрессией или неприязнью со стороны простых россиян из-за того, что я поляк. Наоборот - они относились ко мне и моим польским коллегам с симпатией. У нас, поляков - много друзей-москалей [аллюзия на стихотворение А. Мицкевича 'Друзьям-москалям' - прим. пер.]