11 августа 2005 года. Большие подводные лодки могут испытывать затруднения, если запутаются в крупных дрейфующих сетях, но менее крупные корабли могут быстро оказаться в серьезной беде, как выяснили на прошлой неделе семь российских моряков-подводников. Их мини-подлодка АС-28, сама являющаяся спасательной, на глубине 190 м у российского побережья Тихого океана запуталась в старой рыболовной сети и была освобождена из ловушки лишь через несколько дней, когда английский дистанционно управляемый подводный аппарат сумел добраться до нее и с помощью специализированных инструментов перерезать удерживавшие ее тросы.
Но как все-таки случилось, что мини-подлодка оказалась в ловушке, которая создала угрозу для жизни находившихся на ее борту людей?
Алистер Грейг (Alister Greig), морской инженер лондонского Университетского колледжа, говорит, что суть проблемы - в мощности системы электропитания корабля. Спасательные подводные лодки обыкновенно представляют собой небольшие корабли, приводимые в движение от аккумуляторных батарей, и поэтому они не могут оснащаться мощными гидролокаторами, способными легко обнаруживать такие объекты, как рыболовные сети. "Обнаружить сеть очень трудно, так как она не дает достаточно сильного отраженного сигнала. Любой попадающий на нее звуковой импульс рассеивается", - говорит он.
Даже если гидроакустическая станция и обнаружит рыболовную сеть впереди по курсу, маленькие подводные лодки имеют небольшую скорость хода, в типовом случае 4-5 узлов (1 узел = 1 морской миле/час, или 1,853 км/час), а поэтому совершение точного маневра уклонения от лежащих на дне предметов может быть весьма трудным делом, особенно, если приходится идти против течения.
Джон Мортонсон (John Mortonson) из компании "Perry Slingsby Engineering" работает над проектом новой спасательной подводной лодки НАТО, которая призвана заменить также подводный аппарат "Scorpio-45", использовавшийся на этой неделе для освобождения из ловушки российских подводников. Одна из проблем, с которыми могут столкнуться малые и сверхмалые подводные лодки, состоит в том, что течения могут нагнать рыболовные сети и прочие обломки на корабль еще прежде, чем его экипаж осознает, что происходит. В типовом случае гидролокаторы устанавливают в носовой части подводных лодок, а поэтому они сканируют пространство впереди по курсу, - говорит он. - Но, если течение попутное, кормовая часть может находиться в мертвой зоне гидролокатора, и тогда сеть может быть наброшена на подводную лодку течением. Такое случалось и раньше".
Большие подводные лодки, случалось, тоже запутывались в рыболовных сетях, но в таких случаях обыкновенно хуже всего приходится рыболовным траулерам. В 1990 году погибли четыре рыбака, когда их траулер был затянут под воду английской подводной лодкой, которая совершала учебный поход у западного побережья Шотландии. Несколькими неделями позже американская сумбарина залетела в сети одного рыболовного траулера из Северной Ирландии, из-за чего судно стало дергаться, как поплавок при поклевке, пока экипаж не обрубил канат у лебедки.