После падения коммунизма в Европе мелкие и средние компании быстро воспользовались преимуществами новых рынков Центральной и Восточной Европы, открывшихся для Запада.
Тем не менее, если, например, Польша и Венгрия привлекли на свою территорию соответственно 51 и 27 тысяч малых и средних предприятий, такие предприятия до недавнего времени избегали России.
Мако Русия (Mako Rusia) из Российско-Британской Торговой Палаты говорит, что количество небольших компаний, вступающих в эту организацию, за последние два года увеличилось.
'Целый ряд небольших языковых школ, компаний, занимающихся повышением профессиональной квалификации и туристических фирм из Великобритании начинает свою деятельность в России, - говорит она. - Среди членов нашей палаты, число которых насчитывает 500, становится все больше малых предприятий. Причины отмечаемого в последнее время роста их интереса к России самые разные. Экономика стала более стабильной, все больше людей посещает Россию и видит, что это за страна. Обстановка стала более безопасной, она гораздо лучше, чем в девяностые годы, а крупные многонациональные корпорации своими успехами подают пример'.
В исследовании, проведенном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), делается заключение о том, что список возможных препятствий на пути развития предпринимательства в этой стране возглавляют обилие регулирующих правил и волокита.
Для создания коммерческой компании в России может потребоваться до одного месяца и 20 лицензий и разрешений, в то время как в Великобритании этот процесс занимает всего один день и требует гораздо меньше документов. Иностранных инвесторов также беспокоит коррупция и жесткие действия государства.
Тем не менее, Марк Джарвис (Mark Jarvis) из 'Ernst & Young', работающий в России и возглавляющий там московское отделение Британского Бизнес Клуба, который занимается проблемами малых предприятий, говорит о том, что Кремль осознает необходимость развития малого бизнеса и привлечения внешних инвестиций.
'Хотя ситуация для создания здесь своего бизнеса все еще трудная, количество малых и средних британских предприятий, начинающих деятельность в России, увеличивается, - сообщает он. - В Британском Бизнес Клубе сегодня 650 членов, и эта цифра за последние два года существенно выросла'.
'Даже внутренний рынок малых и средних предприятий все еще находится в зачаточном состоянии. До недавнего времени все, что мы имели, это была черно-серая экономика, где финансовые средства для развития получить было трудно и, соответственно, такое развитие шло очень медленно. Тем не менее, улучшается обстановка с банковскими и ипотечными кредитами. Есть маленькие юридические фирмы, оказывающие помощь в создании коммерческих предприятий, и если россиянин хочет создать малое предприятие, они бесплатно проводят с ним занятия по данной тематике'.
'Государство также ввело низкий, фиксированный в процентах подоходный налог в целях привлечения иностранных инвесторов; оно дало обязательство снизить бюрократические барьеры, к радости инвесторов сделало приватизационные сделки, совершенные более трех лет назад, не подлежащими отмене, существенно снизив срок давности по ним, который составлял ранее десять лет. Оно работает над вступлением страны во Всемирную Торговую Организацию'.
Господин Джарвис признает, что мелкое взяточничество представляет из себя проблему, однако говорит при этом, что 'бытующее мнение об этом хуже, нежели реальная ситуация'.
Он рассказывает: 'Британский Бизнес Клуб недавно провел опрос инвесторов и не-инвесторов. Более 70 процентов инвесторов заявили, что в течение следующих трех лет они увеличат объем инвестиций в данном регионе. В то же время, примерно такое же количество не-инвесторов, людей, никогда не вкладывавших свои деньги в России, сказали, что размещать инвестиции не будет. Именно этот фактор мешает иностранным фирмам приходить на российский рынок, однако, что касается людей, занимающихся здесь бизнесом, они делают деньги, причем хорошие деньги'.
'Здесь масса возможностей, особенно в сфере услуг, которая до сих пор не развита'.
Скотт Найт (Scott Knight), партнер, а в прошлом ответственный за связи с СССР консалтинговой фирмы 'BDO Stoy Hayward', говорит, что его компания отмечает тенденцию все более активного прихода малого бизнеса на российский рынок, особенно в сфере розничной и оптовой торговли.
По его словам, ключ к успеху малых предприятий лежит в обретении местных партнеров и развитии совместных предприятий.
'Те коммерческие предприятия, которые не начинают с нуля, а взаимодействуют с российскими партнерами и нанимают местный персонал, добиваются в России успеха. Важно иметь хороших профессиональных консультантов и изучать существующий в России бизнес', - говорит Найт.
'Малые и средние предприятия могут достичь успеха, если они входят на этот рынок с открытыми глазами, не стремятся действовать в одиночку и заводят подходящих партнеров. Россия - это огромный развивающийся рынок с большим количеством возможностей'.
Рекомендации по ведению торговли в России можно получить в посольстве Великобритании в Москве, а также в Российско-Британской Торговой Палате.