Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не забывайте о военных амбициях Пекина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После 11 сентября 2001 г. США стараются не придавать большого значения озабоченности, которую вызывает усиление вооруженных сил Китая, сосредоточивая внимание на сотрудничестве с Пекином в борьбе против терроризма, попытках принудить Северную Корею отказаться от программы по созданию ядерного оружия, и решении других текущих вопросов

После 11 сентября 2001 г. США стараются не придавать большого значения озабоченности, которую вызывает усиление вооруженных сил Китая, сосредоточивая внимание на сотрудничестве с Пекином в борьбе против терроризма, попытках принудить Северную Корею отказаться от программы по созданию ядерного оружия, и решении других текущих вопросов. Однако в долгосрочной перспективе Вашингтон не должен игнорировать тот факт, что Китай превратился в мощную в военном отношении державу, которая может оказаться в состоянии конфронтации с США - вероятнее всего, из-за взрывоопасной тайваньской проблемы.

Несомненно, в обозримом будущем Соединенные Штаты останутся сильнейшей в военном отношении страной мира. Китай ежегодно расходует на военные цели в 2-3 раза больше средств, чем это предусматривает официальный оборонный бюджет в 30 миллиардов долларов, однако эти расходы все равно значительно меньше, чем 400 миллиардов долларов, которые ассигнуют на аналогичные нужды США. Согласно результатам исследования, проведенного недавно 'Rand Corporation', ежегодные расходы Китая на оборону и через 20 лет не достигнут 200 миллиардов долларов (по нынешнему курсу).

Рост военных расходов Китая стал возможным благодаря серии реформ, проводившихся с конца 1970-х гг., когда Пекин приступил к демонтажу планового хозяйства советского типа и построению экономики, более соответствующей рыночным принципам. В результате экономического роста, начавшегося в конце 1980-х гг., в распоряжении властей оказалось больше средств для развития вооруженных сил, и, начиная с 1997 г., военный бюджет страны ежегодно увеличивается на 10%.

Китай использует эти средства для модернизации вооруженных сил и придания им новых боевых возможностей. Вместо подготовки к продолжительной 'народной' партизанской войне на собственной территории, военная доктрина КНР сегодня ориентирована на высокотехнологичные локальные войны - быстротечные конфликты высокой интенсивности, напоминающие операцию США в Персидском заливе в 1991 г.

Хотя вооруженные силы Китая все еще в основном располагают вооружениями, созданными на основе советских образцов периода 1950х гг., они получают все больше современных самолетов, боевых кораблей, ракет и танков. Значительная их часть закупается в России, но и китайская военная промышленность, благодаря современным технологиям, внедренным в результате экономических преобразований, и технической помощи со стороны России и Израиля, уже способна производить все более совершенные образцы вооружений. Среди них следует назвать реактивный истребитель J-10, сравнимый по тактико-техническим характеристикам с американским F-16, эсминцы типа 'Luyang', чьи боевые возможности сопоставимы с американскими кораблями того же класса, оснащенными системой 'Aegis', новые атомные торпедные подлодки типа HQ-9, ракетную систему 'земля-воздух', сравнимую с американской 'Patriot', танк типа 98, в целом не уступающий основным боевым танкам западных армий, и баллистические ракеты малой дальности, чья точность постоянно повышается.

Кроме того, Китай предпринимает немало усилий для совершенствования боевой выучки и качества подготовки личного состава вооруженных сил. Проводимые в стране учения приобретают все более масштабный характер, а их условия приближаются к реальным боевым действиям. В китайские вооруженные силы в качестве офицеров начали призывать выпускников гражданских ВУЗов, а военнослужащие рядового и сержантского состава должны иметь как минимум среднее образование.

Рано или поздно Китай в военном отношении превратится в мировую державу, и его вооруженные силы обретут способность действовать по всей планете. Впрочем, пока КНР еще не приступила к созданию соответствующего потенциала: строительству авианосцев, тяжелых бомбардировщиков, десантных кораблей и транспортных самолетов с большим радиусом действия, а также группировки спутников наблюдения и связи, охватывающей весь земной шар.

Пока внимание Китая сосредоточено на странах, расположенных в непосредственной близости от собственных границ - прежде всего речь идет о Тайване. Пекин стремится создать вооруженные силы, способные принудить Тайвань к воссоединению и сорвать любые попытки США защитить своего давнего союзника. Сегодня в подобной войне Соединенные Штаты, скорее всего, одержат верх, но через 20 лет Китай, возможно, станет гегемоном в Восточноазиатском регионе, и американцам будет очень непросто отразить его нападение на Тайвань.

Но даже если между двумя странами не разразится прямой конфликт из-за Тайваня, они могут оказаться в состоянии затяжной 'холодной войны', напоминающей американо-советское противостояние. Главной 'неизвестной величиной' на сегодняшний день является будущая стабильность в Китае и его идеологическая ориентация в долгосрочной перспективе. Перед КНР стоит ряд сложных политических, социальных и экономических проблем. Политические потрясения, например новые массовые акции сторонников демократии, подобные событиям 1989 г., представляются практически неизбежными. Исход такого столкновения, однако, неясен.

Китай может превратиться в более или менее демократическое государство, и в этом случае его отношения с США приобретут характер 'дружеского соперничества', напоминающие американо-французскую 'конкуренцию': время от времени между двумя странами будут возникать трения, но ни одна из них не позволит этим разногласиям перерасти в серьезную проблему с точки зрения безопасности.

Не исключен и другой вариант: расшатывание социальных устоев и ослабление контроля со стороны центральных властей, что приведет к значительному снижению темпов экономического развития Китая. Хотя в этом случае средств на военные расходы у правительства останется меньше, подобное развитие событий может обернуться дестабилизацией обстановки в Китае, в результате чего в его политике возобладают непредсказуемость и авантюризм, чреватые опасными последствиями, даже если страна будет слишком слаба, чтобы бросить вызов военной гегемонии США в Восточной Азии.

Наконец, Китай, возможно, и далее будет быстро развиваться в экономическом и техническом отношении, оставаясь под твердым контролем авторитарного режима. Уже по одной этой причине Соединенным Штатам следует наращивать свой военный потенциал, чтобы быть в состоянии среагировать на любую возможную угрозу в Восточноазиатском регионе.

Роджер Клифф - специалист по Китаю из аналитического центра 'Rand Corporation'