После декабря 2004 года, когда популистский кандидат от оппозиции Виктор Ющенко выбил из седла тогдашнего премьер-министра (и фаворита Кремля) Виктора Януковича и занял кабинет высшего руководителя Украины, эта страна стала образцом демократических трансформаций на 'постсоветском пространстве'.
Но всего через восемь месяцев пребывания у власти молодое правительство Ющенко взяло курс на опасные дипломатические воды. В конце июля украинская государственная компания 'Нафтогаз Украины' поставила свою подпись на важном меморандуме о взаимопонимании с правительством Ирана. В соответствии с данным соглашением, которое подписали председатель правления 'Нафтогаза' Алексей Ивченко и заместитель министра нефтяной промышленности Ирана Хади Неджад-Хоссейниан, Украина взяла на себя обязательство построить транзитный газопровод из Ирана в Западную Европу. Предварительные переговоры по данному проекту должны начаться в следующем месяце.
Данная сделка последовала за оставшимися почти незамеченными консультациями в Тегеране между украинским секретарем национальной безопасности и обороны Петром Порошенко и высшим иранским руководством, включая нового неуступчивого президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, которые превратили Киев в важного энергетического партнера Тегерана.
Причины такого сотрудничества имеют свою логику. Сегодня Украина сохраняет глубокую зависимость от благорасположения Кремля, поскольку получает из России 90 процентов потребляемой нефти, 80 процентов газа и 100 процентов ядерного топлива. В прошлом прокремлевский режим Леонида Кучмы считал такое положение дел приемлемым. Правительство Ющенко, к своей чести, так не считает.
В последние несколько недель высшее руководство Украины неоднократно заявляло о том, что энергетическая независимость от России является высшим национальным приоритетом. В рамках этих усилий Киев увлекся новой идеей: сотрудничеством с Ираном в области энергетики. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сама недвусмысленно поддержала проект ирано-украинского трубопровода, назвав его ключевым аспектом усилий Киева по снижению его нынешней пагубной зависимости от России. 'Только таким путем мы получим реальную диверсификацию поставок энергоносителей', - заявила Тимошенко репортерам после подписания 'Нафтогазом' соглашения.
Однако, вверяя судьбу своей энергетики этой исламской республике, Украина рискует осложнить свои новые дипломатические и экономические связи с Вашингтоном, формирование которых Киев начал после оранжевой революции. Иран постепенно становится ключевым стратегическим противником Америки на постсаддамовском Ближнем Востоке. Тегеранские аятоллы не скрывают своего стремления получить наступательное ядерное оружие и достигают серьезных успехов на пути к этой цели, несмотря на огромные дипломатические усилия США и 'евротройки' в составе Германии, Франции и Великобритании.
Иранский режим остается главным в мире государственным спонсором терроризма, поощряя и поддерживая действия радикальных группировок, таких как 'Хезболла', 'Хамас' и палестинский 'Исламский джихад', а также определенные группы иракских мятежников.
Официальный Вашингтон все больше осознает, что Тегеран неожиданно обрел огромное преимущество от войны с террором. За последние полтора года благодаря стремительному росту мировых цен на нефть, вызванному политической нестабильностью на Ближнем Востоке, он получил десятки миллиардов долларов дополнительных доходов - а эти деньги иранский режим может использовать как для реализации своих ядерных амбиций, так и для создания проблем за рубежом.
Идея прокладки трубопровода через Украину намного усложнит все эти проблемы. Такой проект, несомненно, усилит энергетическую зависимость Европы от Ирана и, соответственно, снизит уровень ее сопротивления ядерным планам Тегерана, а также ослабит мотивацию и возможности по предотвращению таких планов. Данная идея также создаст новый, возможно, существенный источник финансирования иранских стратегических программ, ускорив его атомные усилия и разработку баллистических ракет большего радиуса действия.
Что важнее всего, проект 'Нафтогаза' совершенно определенно ставит Украину не на ту сторону в назревающей решающей битве между Вашингтоном и Тегераном. В своем стремлении обрести какую-то независимость от энергетических интриг России власти Киева должны глубоко задуматься: действительно ли они хотят очутиться именно на той стороне?
Господин Берман является вице-президентом Американского совета по внешней политике и автором книги "Tehran Rising: Iran's Challenge to the United States" (Тегеран на подъеме: Вызов Ирана Соединенным Штатам), которая будет опубликована в этом месяце издательством 'Rowman & Littlefield Publishers'.
________________________________________________________
Избранные сочинения Илана Бермана на ИноСМИ.Ru
Россия может помочь США обуздать Иран ("The International Herald Tribune", США)
Центральная Азия и Кавказ: новое поле боя ("The Washington Quarterly", США)
Иран увеличивает влияние на задворках России ("The Wall Street Journal", США)
Как Россия захватила Грузию ("The Wall Street Journal", США)
Пока Запад спит, Средняя Азия потихоньку возвращается в орбиту России ("The Wall Street Journal", США)
Возрождение Великой России ("The Washington Times", США)