Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Подводный упадок

Менее чем за два десятилетия российский военно-морской флот прошел путь от второй в мире по мощи морской силы до разлагающегося реликта

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Попасть в холодную подводную западню на глубине 200 метров, наблюдая за тем, как медленно заканчивается воздух и ожидая приближения смерти - это самая ужасная ситуация, которую только можно себе представить. Поэтому спасение 7 августа семерых русских моряков, вызволенных с морского дна в одной из самых далеких точек мира, стало полной драматизма историей со счастливым исходом, на который мы все надеялись.

Попасть в холодную подводную западню на глубине 200 метров, наблюдая за тем, как медленно заканчивается воздух и ожидая приближения смерти - это самая ужасная ситуация, которую только можно себе представить. Поэтому спасение 7 августа семерых русских моряков, вызволенных с морского дна в одной из самых далеких точек мира, стало полной драматизма историей со счастливым исходом, на который мы все надеялись.

Во время этого инцидента разворачивались сразу несколько сюжетов. Здесь присутствовала драма человеческих душ, спасенных от неминуемой и мучительной смерти как раз вовремя. У экипажа оставалось всего на три, возможно, на шесть часов воздуха, когда крохотную российскую субмарину освободили из мешавших движению рыбацких сетей, намотавшихся на ее винт. Это тот случай, который хорошо понятен любому моряку, на чей винт наматывалась леска для ловли лобстеров. Но тихая поверхность августовского моря - это далеко не та грань между жизнью и смертью, на которой балансировали моряки в темных глубинах у камчатского побережья.

Это был пример международного сотрудничества, которое позволило американцам и британцам с другого конца планеты привезти подводные аппараты дистанционного управления, чтобы вовремя разрезать сети и всего за несколько часов до прихода смерти освободить моряков, сгрудившихся в подводной темноте вместе для сохранения тепла. На этот раз русские без всяких колебаний обратились за помощью, помня о своем отказе пятилетней давности, когда взорвался и затонул 'Курск'. В той аварии свою роль сыграло чувство ложной гордости, а потом было уже поздно.

Стремительная гонка к субмарине, в которой участвовали Британия и Соединенные Штаты, закончилась тем, что первыми туда прибыли британцы, но американцы на всем протяжении операции оказывали свою помощь. Все возможное со своей стороны делали и русские.

Однако этот инцидент также поднял на поверхность сюжет о российском упадке. Когда самолеты со спасательным оборудованием на борту прибыли в Россию, на аэродроме не оказалось оборудования для их разгрузки. Не хватало грузовиков для доставки аппаратов к морю. Менее чем за два десятилетия российский военно-морской флот прошел путь от второй в мире по мощи морской силы до разлагающегося реликта, такого же устаревшего, как и Испанская Армада.

Соединенные Штаты тоже пережили свои трагедии, связанные с авариями подводных лодок. В 1939 году погибла лодка 'Сквалус', когда в драматичной по своему накалу операции было спасено 33 из 59 членов экипажа. Меньше повезло 99 морякам экипажа субмарины 'Скорпион', погибшим в 1968 году, и 129 членам команды подводной лодки 'Трешер', затонувшей в 1963-м.

Говорят, что первую реально работавшую подводную лодку изобрел в 1620 году голландец Корнелий Дребель, находившийся на службе у английского короля Джеймса I. Его хитроумное изобретение протащили под водой по реке Темзе весельные шлюпки.

Капитаном первой американской субмарины был Дэвид Бушнель, который в 1776 году предпринял попытку потопить британский военный корабль 'Игл', подошедший к побережью возле Нью-Йорка. Он попытался прикрепить пороховой заряд ко дну корабля. Усилия Бушнеля не увенчались успехом.

Первый случай уничтожения надводного судна подводной лодкой произошел в 1864 году, когда американский военно-морской корабль 'Хьюсатоник' был атакован у побережья Южной Каролины субмариной конфедератов, на носу которой на длинном шесте был закреплен взрывной заряд. 'Хьюсатоник' затонул, но погибла и подводная лодка 'Хенли', а вместе с ней - весь экипаж.

Подводные корабли стали грозным оружием во время Первой Мировой войны, когда Германия была близка к тому, чтобы отрезать Великобританию от источников снабжения, что решило бы исход войны в ее пользу. Германия повторила свою попытку в период Второй Мировой войны, и немецкие субмарины часто наблюдали у восточного побережья Соединенных Штатов, где они наносили определенный урон морским перевозкам.

Однако к самому большому успеху подводной войны следует, наверное, отнести малоизвестные действия американских подводников против японских транспортных судов, благодаря которым был нанесен сокрушительный ущерб экономике острова.

Подводные лодки поднялись на новые высоты эффективности и мощи во времена холодной войны, когда русские и американцы вслепую шарили в темноте морских глубин в поисках друг друга. Ими были разработаны такие субмарины, которые могли производить пуски ядерных ракет, достигавших глубины территории противника.

Частью истории спасения моряков стал призрачный отголосок той 44-летней борьбы сверхдержав. Дело в том, что сети, намотавшиеся на винт русской подводной лодки, были зацеплены за огромную подводную гидролокационную систему, предназначенную для слежения за теми самыми моряками, которые пришли на выручку. Российский батискаф АС-28 'Приз' не был боевым кораблем. Но он зацепился за дно морское так, будто его смертельной хваткой сжало советское прошлое России.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Уроки ЧП с российским батискафом ("The Economist", Великобритания)

Почему все-таки подводные лодки попадают в рыболовные сети? ("The Guardian", Великобритания)

Российская прозрачность остается под водой ("The Financial Times", Великобритания)

Одиссеи - морские и космические ("The Boston Globe", США)

Российская драма с подводной лодкой - без разрешения на спасение ("Focus", Германия)

Спаситель русских подводников признает, что вовсе не был уверен в успехе ("The Times", Великобритания)

Спасение российского экипажа - это лучшее проявление человечности ("Pittsburgh Post-Gazette", США)

Россия больше не страдает паранойей ("The Guardian", Великобритания)

Российский военно-морской флот снова надо спасать ("Time", США)

Морское братство подводников ("Los Angeles Times", США)

Спасенный экипаж рассказывает о тяготах 76 часов под водой ("The Guardian", Великобритания)

Уйдет ли в отставку главком флота Путина? ("Der Tagesspiegel", Германия)

Российская мини-подлодка попала в ловушку ("The New York Times", США)

Российские моряки спасены. Начинается поиск козлов отпущения ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Россияне радуются спасению батискафа и требуют перемен ("San Francisco Сhronicle", США)

Эффект 'Курска' - неизбежность повторения системы ("Aktuell.ru", Германия)

Русские сказки ("Frankfurter Neue Presse", Германия)

Несмотря на уроки "Курска", России еще многому предстоит научиться ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Спасение субмарины: пять лет спустя ("USA Today", США)

Российская армия: ржавые танки, неисправные бомбардировщики ("Der Tagesspiegel", Германия)

Сотрудничество дает результат - подводная лодка спасена ("Christian Science Monitor", США)

Гонка со временем выиграна ("The New York Times", США)

Катастрофический коктейль по-русски ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Подводное дежа вю ("Wprost", Польша)