Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"В 2000 г. российский флот был в плачевном состоянии"

Моряков "Курска" спасти было невозможно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Адмирал Камиль Селье - один из лучших специалистов по российскому флоту во Франции. Его нельзя назвать публичным человеком, всю жизнь он служил на подводных лодках, а потом занимался демонтажом советского ядерного оружия по линии Комиссариата по атомной энергии. Сегодня он на пенсии. В этом интервью адмирал рассказывает о своем видении произошедшего.

Адмирал Камиль Селье - один из лучших специалистов по российскому флоту во Франции. Его нельзя назвать публичным человеком, всю жизнь он служил на подводных лодках, а потом занимался демонтажом советского ядерного оружия по линии Комиссариата по атомной энергии. Сегодня он на пенсии. В этом интервью адмирал рассказывает о своем видении произошедшего.

Спустя пять лет после трагедии можно ли с уверенностью определить, что же все-таки произошло?

Мы уже все знаем! Лодку подняли в 2001 г., а в 2002 г. следственная комиссия по изучению причин катастрофы поставила окончательную точку в этом деле. С самого начала было всего лишь три гипотезы: подрыв на мине, столкновение с другой подлодкой и взрыв на борту. Теперь мы знаем, что верной оказалась последняя.

Что же случилось?

Пусковая установка учебной торпеды взорвалась при запуске. В этих тактических боеприпасах используется перекись водорода, т.е. обогащенная кислородом вода. В 50-е гг. такие торпеды были у англичан, но они прекратили их производство после взрыва на подводной лодке HMS Sidon,которая затонула в 1955 г. Сейчас такие торпеды используют только русские, и до сих пор никаких проблем не было. Мы не знаем точной причины взрыва. Он также спровоцировал 'необратимый', как мы говорим, поток воды. Его нельзя было остановить.

Говорят, что было два взрыва

Да, это так. После первого взрыва (60 кг в тротиловом эквиваленте), лодка дала течь в переднем отсеке. Подводникам оставалось только увеличить скорость, чтобы попытаться всплыть. Но до дна оставалось всего 105 м, а длина самого 'Курска' - 154 м. Через две минуты лодка уже легла на дно. Если бы дна не было, подлодка встала бы под углом 90° и тонула в вертикальном положении, а потом, на глубине около 800 м, разорвалась бы под давлением воды. Но был сильный удар и заряды других торпед тоже задело взрывом. В результате сдетонировали боеприпасы в переднем отсеке. Это был взрыв, эквивалентный 6 т тротила. Вода залила всю переднюю часть лодки.

Но все же люди погибли не сразу...

В кормовой части лодки оставались 23 человека из 118. Они умерли позже. Насколько мы знаем, причиной их смерти не была нехватка воздуха или попадание воды в отсек. Они пытались использовать спасательную систему для производства кислорода. Но эти действия вызвали пожар, и люди умерли от удушья.

Возможно ли было их спасти?

Я не думаю. Может быть, российские моряки и могли бы что-то сделать, если бы они были так же экипированы, как в советское время. Но в 2000 г. состояние флота было плачевным. А американские спасательные средства не совместимы с российскими подлодками.

Может, русские от нас что-то скрывают?

Нет. Они действовали на удивление открыто. Командующий Северным морским флотом адмирал Попов, а также Генштаб ВМФ сразу выдвинули гипотезу столкновения с американской подлодкой. Они упорно пытались доказать, что во всем виноваты американцы. Типичная реакция времен холодной войны. Но вскоре, уже в сентябре 2000 г., американцы, которые, естественно, наблюдают за любыми крупными учениями в этой зоне, показали Путину свои записи. И Путин отправил в отставку своих адмиралов. Но некоторые до сих пор продвигают эту гипотезу. Это очень удобно - видеть во всем заговор!