Люди в масках и камуфляже пришли после 10 часов утра 4 августа. Перепрыгивая через заборы и размахивая автоматами, они захватили поселок Екатерининские Валы, угрожая его обитателям и избивая их. Что это: налет спецназа на тайный лагерь чеченских боевиков? Разборки между бандитскими группировками из-за контроля над прибыльным бизнесом? Нет. Объектом атаки стала группа скромных коттеджей или дач, как их называют в России. 'Они заломили мне руку, бросили меня на землю, несколько раз ударили, а потом наступили на спину', - говорит один из владельцев дач Андрей Смирнов, переводчик с мягкими манерами, когда-то переводивший Джорджа Буша и Маргарет Тэтчер.
Под масками прятались приставы московского областного суда, в задачу которых входило выполнение судебного распоряжения о сносе тринадцати деревянных построек, находящихся в часе езды от Москвы. Как и тысячи других дач, окружающих столицу, дома в Екатерининских Валах относительно новые. Такие дома вырастают как грибы благодаря новому богатству, обретенному Россией в последнее десятилетие. Так же, как в других местах, эти дачи зачастую строились несколько неупорядоченно и не всегда в соответствии с вызывающими раздражение многочисленными правилами - районными постановлениями о выделении земли или разрешениями на строительство. Это и повлекло за собой принятие судебного решения. Основанием для него стало то, что дачи были построены слишком близко к водохранилищу в природоохранной зоне. Владельцы дач передали дело на рассмотрение Верховного Суда.
Что это, буря в стакане воды? Совсем нет. Чиновник, находящийся в эпицентре этой бури, говорит, что наступление на Екатерининские Валы - это лишь первая ласточка. По словам Олега Митволя, возглавляющего службу по надзору в сфере природопользования, необходимо навести порядок в переживающем бум дачном строительстве, с применением тактики спецназа или без нее. 'Мы должны выполнять закон!' Митволь изображает из себя некое подобие русского Робин Гуда - чиновника-крестоносца, который слишком богат, чтобы его подкупили, и который твердо намерен наказать нарушителей. Однако критики заявляют, что его так называемая дачная война наглядно показывает, что права собственников по-прежнему полностью зависят от изменчивых политических ветров, и что лучшая защита - быть богатым и влиятельным.
Говорят, что сам Митволь нажил свое состояние в 90-е годы, когда какое-то время был партнером олигарха в изгнании Бориса Березовского. В отличие от типичных российских чиновников, которые в такой ситуации начали бы брать отступные за замалчивание этих нарушений, Митволь повел громкую публичную кампанию против дач, построенных без соответствующих на то разрешений. Недавно вместе с журналистами он совершил облет на вертолете целого ряда огромных дворцов 'новых русских', построенных вокруг водоема. Он даже в стиле Бориса Ельцина залез на бульдозер, чтобы со словами осуждения обратиться к непокорным дачникам. Суды уже издали 140 распоряжений о сносе дач, и Митволь гордо заявляет, что всего он намерен получить тысячу таких распоряжений. Количество расследований по экологическим нарушениям со времени его прихода в Министерство природных ресурсов четыре года назад выросло с 40 в год до 400 в месяц.
Эту картину портит рейд 4 августа. Вместо арестов мерзких богатеев-плутократов и сноса их особняков фотографии в газетах показывают обычные семьи среднего класса, борющиеся за спасение своих домов. А богачи остаются неприкасаемыми. 'Не я, а суды решают, что сносить', - говорит в свою защиту Митволь. К сожалению, в глазах общественности российская судебная система - это институт, имеющий еще более дурную репутацию, чем российская бюрократия. Поскольку у всех пока свежи в памяти воспоминания о суде над Михаилом Ходорковским, большинство россиян скептически относится к заявлениям о независимости судебной системы. 'Если вы пролетите над озером, то увидите сотни домов, построенных гораздо ближе к воде, но там нет никаких проблем', - говорит Смирнов. Возможная причина этой ситуации: большинство владельцев таких домов - состоятельные люди, и они могут заплатить за то, чтобы их оставили в покое.
Это не совсем так. Митволь также занимается недавно начатым расследованием в отношении исключительно богатого человека - экс-премьер-министра Михаила Касьянова, которого Кремль обвинил в незаконном приобретении бывшей государственной дачи. Однако, как и в случае с Ходорковским, многие россияне подозревают, что данное расследование главным образом направлено на то, чтобы отбить у Касьянова охоту заниматься политикой, поскольку о нем говорят как о возможном кандидате на президентский пост на выборах 2008 года.
Тем временем жители Екатерининских Валов все чаще начинают выдвигать теорию заговоров. Многие из них опасаются, что новая дачная война может ознаменовать собой начало крупного захвата земли толстосумами, которые страстно желают построить для себя небольшой лесной рай. Некоторые указывают на таинственного бизнесмена по имени Сергей Веремеенко, бывшего банкира, который заявил в прошлом году журналу 'Forbes', что хочет построить в этих местах поле для гольфа и яхт-клуб. Многие подозревают, что именно он может стоять за всей этой историей со сносом домов. Веремеенко публично отрицал, что проявляет к данной территории интерес, однако бурю своим заявлением он не успокоил.
Что касается Митволя, он обещает, что в этом месте никакого строительства вестись не будет. Владельцам дач сказали, что за снос домов им придется заплатить из собственного кармана, а если они не выполнят данное требование, то может быть наложен арест на другую принадлежащую им собственность. Субъекты в камуфляже во время своего последнего визита вынудили одного дачника снести свой дом. Похоже на то, что они могут скоро вернуться, и на этот раз с подкреплением.