В последние дни аргументы тех, кто стремится убедить Америку в мирном характере возвышения Китая, серьезно пошатнуло решение властей Узбекистана о выдворении оттуда американских войск. К сожалению, большинство американцев вряд ли задумывается о роли, которую в этом сыграл Китай, и связанных с этим потенциальных опасностей в будущем.
Тревога, которую вызвали майские беспорядки у узбекских властей, а, точнее, реакция США на эти беспорядки стала ключевым моментом, хотя не по тем причинам, о которых заявил Государственный Департамент, пытавшийся представить выдворение войск результатом нашей принципиальной позиции по вопросу прав человека.
В последние годы демократические революции произошли во многих странах, являющихся союзниками Соединенных Штатов по войне с терроризмом. Среди них была 'Революция роз' в Грузии в ноябре 2003 г., 'Оранжевая революция' на Украине в декабре 2004 г., и - в феврале-марте 2005 г. 'Революция тюльпанов' в Киргизии. В случае Грузии и Киргизии от власти были отстранены бывшие коммунисты, правившие этими странами после распада Советского Союза. Однако, в Узбекистане у власти по-прежнему президент Ислам Каримов.
В мире эти революции были восприняты как проведенные не без участия Соединенных Штатов. Это восприятие укрепляли - хотя только косвенно - и сами США, в целях внутренней и внешней политики. В действительности, эти революции были делом демократической оппозиции в каждой из стран. К сожалению, Россия и Китай пользуются распространенным мнением о том, что за революциями стоят США, и страхом, который оно порождает у наших не совсем демократических союзников, для того, чтобы ограничить наше влияние в мире и противостоять ему. Прискорбно, но сюда относится и недавний успех прокитайских сил в российских правящих кругах по сближению России с Китаем на основе противостояния Америке.
Еще до беспорядков, благодаря агитации и пропаганде Китая и России, власти Каримова начали серьезно опасаться, что следующим будет Узбекистан. В конце концов, во второй бывшей советской республике Средней Азии, предоставившей свои базы американским войскам - Киргизии - произошла последняя из череды демократических революций.
Когда начались беспорядки, США как будто отошли от прежней политики безграничной поддержки Каримова. В то же время, МИД Китая заявил: 'Мы твердо поддерживаем усилия властей Узбекистана по борьбе с силами терроризма, сепаратизма и экстремизма'.
Пожалуй, самым интересным аспектом заявления Китая является фраза 'терроризм, сепаратизм и экстремизм'. Эта фраза является одной из ключевых в риторике военного партнерства в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС).
ШОС - это, пожалуй, самая опасная организация, о которой никогда не слышало большинство американцев. Ее штаб-квартира находится в Пекине, а членами являются Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Индия, Иран, Пакистан и Монголия в настоящее время имеют статус наблюдателя и готовятся к тому, чтобы стать полноправными членами.
На ежегодной встрече лидеров стран-членов 5 июля было принято совместное заявление с требованием вывода американских войск с территории стран-членов ШОС.
В тот же день в ответном заявлении США было сказано, что 'наше присутствие [в странах-членах ШОС] определяется нашими двусторонними соглашениями'. Таким образом, была проигнорирована значимость ШОС и совместного заявления, подписанного лично Каримовым. В течение суток МИД Узбекистана вновь заявил о том, что он серьезно рассматривает целесообразность дальнейшего присутствия вооруженных сил США на территории страны.
В этой истории есть, разумеется, еще один сюжет. В конце мая, через две недели после беспорядков в Узбекистане Каримов посетил Пекин. Из Китая он уехал с серией договоренностей о контрактах на сумму более 1,5 миллиардов долларов. Через десять дней Узбекистан предложил американским войскам, обеспечивавшим проведение контртеррористических операций в Афганистане, покинуть страну. После себя они оставят базу, модернизированную по последнему слову техники за миллионы долларов американских налогоплательщиков, которую может использовать как Россия, так и Китай.
Если рассматривать все эти события по отдельности, то многие можно счесть простым совпадением. Но взятые вместе, они представляют собой яркое проявление экономических и дипломатических маневров китайцев, прекрасно иллюстрирующих вполне реальную угрозу интересам США со стороны Китая. Китай утверждает, что все наши отношения в сфере безопасности с азиатскими странами являются нарушением их суверенитета.
Угроза американским интересам со стороны Китая не исчезнет. На самом деле, она будет только расти, и чем быстрее мы начнем обращать на нее внимание, тем проще и дешевле будут решения.
Кристофер Браун - сотрудник проекта Transitions to Democracy в Институте Хадсона (Hudson Institute), Вашингтон