Петропавловск-Камчатский, Россия, 14 августа 2005 года. Ехать по приморскому шоссе этого портового города на Беринговом море или, минуя рушащиеся кварталы жилых домов, добираться до его аэропорта - все равно что преодолевать полосу препятствий из многочисленных колдобин. Но раздражающую езду компенсирует великолепный вид на природную красоту бухты Авача и двух величественных вулканов, которые нависли над этим, когда-то закрытым для посещения, областным центром.
В советские времена секретные базы подводных лодок и другие военные объекты на Камчатском полуострове считались настолько стратегически важными, что после того, как в 1983 году над этой территорией пролетел отклонившийся от маршрута реактивный авиалайнер "Korean Air Lines", возникли опасения, что в действительности он является американским разведывательным самолетом - и он был сбит. Все 269 человек на борту авиалайнера, выполнявшего рейс Нью-Йорк-Сеул, погибли. Те дни казались далеким прошлым, когда ранее в этом месяце сюда поторопились прибыть военные команды из Великобритании, США и Японии, чтобы успешно спасти семерых членов экипажа российской мини-субмарины, которая запуталась в тросах военной антенны и в старых рыболовных сетях и несколько суток не могла от них освободиться.
Но крах Советского Союза, который привел к потеплению отношений между Москвой и Западом, вызвал также сокращения ассигнований на оборону, которые погрузили этот город в трудные времена. Многие подводные лодки были выведены из состава флота.
"Перемены, к сожалению, были в основном к худшему", - сказал водитель такси Михаил Чугунов, объезжая препятствия на приморском шоссе, которое проходит над рыболовными и коммерческими гаванями, где стоят сотни ржавеющих подъемных кранов, когда-то использовавшихся для разгрузки судов.
"Есть социальные проблемы, проблемы с жилым фондом, - сказал он. - Состояние жилых домов, в самом деле, очень плачевное. Практически ничего не делается. Даже дороги давно уже не ремонтируются".
Многие уехали из города. С 1989 года население сократилось с 269 до примерно 185 тысяч человек.
Александр Першин, служащий одной из военных баз, сказал, что испытывает сожаление в связи с сокращением российского военного присутствия на полуострове. Но он сказал, что его утешает природная красота этого уголка, сохранившаяся по причине слабого развития экономики, которая, как и в советские дни, зависит главным образом от военных и от рыболовной индустрии.
"Я никогда не видел такой красоты, как здесь: природа, такой чистый воздух, чистая вода, - сказал он. - Здесь нет ни химических предприятий, ни заводов и фабрик. Вот почему здесь так чисто. Американцы, должно быть, завидуют нашей чистой воде. В Соединенных Штатах нельзя пить воду из реки, а здесь можно".
В этом городе, удаленном от Москвы на 5000 км к востоку и на девять часовых поясов, почти не осталось построек досоветского времени. В постсоветский период начато строительство супермаркетов и других зданий, но большую часть города составляют находящиеся в плохом состоянии многоэтажные жилые дома, коммерческие и офисные блоки - многие из которых построены из железобетона.
На главной городской площади все еще стоит статуя основателя советского государства Владимира Ленина. Небольшое число привлекательных деревянных жилых домов намекает на то, каким был этот пограничный город в царские времена.
У Петропавловска-Камчатского богатая история. Город был основан в 1740 году Витусом Берингом, родившимся в Голландии капитаном, который по поручению русского царя Петра Великого и его преемников исследовал северо-восточную часть Сибири. Беринг назвал этот город в честь своих кораблей "Святой Петр" и "Святой Павел".
В 1779 году поселок из бревенчатых домов посетила британская морская экспедиция во главе с капитаном Чарльзом Клерком (Charles Clerke). Прежде его кораблями "Discovery" и "Resolution" командовал известный исследователь капитан Джеймс Кук (James Cook).
В 1854 году, когда шла Крымская война, в которой против России объединились Великобритания, Франция и Оттоманская империя, в бухту Авача зашли британские и французские корабли. Но защитники города отразили это августовское нападение; там все еще стоят памятники в честь российской победы.
После краха Советского Союза и последующего открытия Камчатки для иностранцев были предприняты усилия по развитию на полуострове, который по размером территории равен двум третям Калифорнии, индустрии туризма. В числе его природных достопримечательностей есть два десятка активных вулканов, Долина Гейзеров, нечто вроде камчатского парка Еллоустоун (Yellowstone), бурые медведи, которые слегка крупнее американских гризли, а также хорошая рыбалка, привлекающая американцев, которые нанимают вертолеты из областного центра к местам отдыха.
Водитель такси Чугунов, который, прежде чем вернуться в свой родной город, 3 года жил в Москве, сказал, что здешняя природа - единственное, что лучше, чем в столице страны. Этот 38-летний мужчина, по его словам, когда едет по сельской местности, все еще испытывает волнение при виде медведей или лисиц.
Дмитрий Дадонов и Галина Веригина, супруги, оба из которых являются врачами, сожалели о постсоветских реформах, которые не сделали их жизнь лучше.
"В этом городе перемены действительно идут медленно, - сказала Веригина. - А уровень смертности здесь очень высокий".
Она увязала сокращение ожидаемой продолжительности жизни людей в этой местности после советских дней с "низкими зарплатами, низким уровнем жизни".
Когда ее мужа спросили о более конкретных медицинских причинах этого, он назвал раковые заболевания, болезни сердца и несчастные случаи, добавив при этом, что первичными факторами являются курение, чрезмерное употребление алкоголя и плохое питание.
"Сейчас среди детей много алкоголиков, а очень многие из них являются токсикоманами, - сказал Дадонов. - Они нюхают бензин и клей".
Но отставной военный Александр Ильюшин имел более оптимистичное мнение. Он отметил строительство зданий в последние годы, порт и судоремонтные заводы, а также рыболовную индустрию.
Однако он высказал сожаление в связи с сокращением расходов на оборону, что, по мнению некоторых россиян, нашло отражение в необходимости во время кризиса с мини-подлодкой обратиться за помощью к иностранцам. Ведь это, в конце концов, город, который все еще любит своих военных.
"Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую", - сказал Ильюшин.