Нападение в прошлом месяце на детей российских дипломатов в варшавском парке опустило польско-российские отношения до самой низкой отметки после холодной войны, а также вызвало сомнения в стабильности раздражительного востока Европы.
Избиение детей 31 июля - и последовавшие вслед за этим нападения на польских дипломатов и журналиста в Москве - стали новыми пунктами в увеличивающемся списке обид двух стран, история взаимной вражды и кровопролития которых измеряется веками.
За первоначальным обменом резкими словами последовала попытка российского президента Владимира Путина и его польского коллеги Александра Квасьневского разрядить обстановку.
После срочного телефонного разговора в пятницу лидеры двух государств заявили, что серия нападений, независимо от их мотивов, не может 'рассматриваться в отрыве от неблагоприятной политической атмосферы, сложившейся между двумя странами'.
Ранее Путин назвал нападение в Варшаве 'недружественным актом' и потребовал официальных извинений, а Квасьневский пожаловался, что 'представители польского государства и средств массовой информации, аккредитованных в России, стали жертвами организованных нападений'.
Польские власти заявили, что нападение 31 июля в Варшаве на трех детей российских дипломатов было 'криминальным, а не политическим актом'. Полиция арестовала двух подозреваемых в ограблении подростков.
В следующие 10 дней неизвестные избили двух польских дипломатов, в том числе второго секретаря посольства Марека Решуту, причем оба нападения произошли недалеко от ворот дипмиссии в Москве.
В выходные в российской столице был избит ведущий корреспондент польской газеты 'Речь Посполита'.
Мотивы нападений не ясны, однако данный конфликт имеет более глубокие корни, причем в обеих странах.
Кремль обвиняет польские власти в снисходительном отношении к 'волне антироссийской истерии' в преддверии намеченных на 9 октября президентских выборов.
Дипломаты и московские политэксперты говорят о том, что Кремль не простил Квасьневского за ту решающую роль, которую сыграла Польша в украинской оранжевой революции в конце прошлого года, когда ее поддержка помогла прозападному реформатору Виктору Ющенко одержать победу над фаворитом Кремля Виктором Януковичем в ходе оспоренных президентских выборов.
Нагнетанию враждебности в отношениях способствовал и конфликт Польши с авторитарным белорусским руководителем и союзником Кремля Александром Лукашенко по поводу обращения властей этой страны с представителями крупной польской диаспоры.
Российский политический аналитик Юлия Латынина заявила информационной службе 'Радио Свободная Европа/Радио Свобода', что Квасьневский 'сыграл очень важную роль в том, что произошло на Украине, и президент Владимир Путин считает себя оскорбленным'.
Варшава, со своей стороны, выражает открытую обеспокоенность тем, что Россия, по ее мнению, уходит в сторону от демократии - что резко отрицает президент Путин.
Польская пресса выразила негодование, когда российские следственные органы попытались преуменьшить значимость массового расстрела в 1940 году в Катыни польских офицеров Красной Армией диктатора Сталина.
Многие поляки также негодуют из-за отказа России принести извинения за пакт Гитлера-Сталина, который проложил дорогу к началу Второй Мировой войны, и злятся на Путина, не упомянувшего Польшу во время праздничной майской церемонии в Москве, посвященной 60-летию окончания войны в Европе.
Вражда между поляками и русскими берет свое начало, по меньшей мере, в 17-м веке, когда польские войска захватили Москву. По мере того, как в течение трех следующих столетий Польша постепенно утрачивала свою мощь, Россия приложила определенные усилия к тому, чтобы стереть эту страну с карты Европы.
В 1920 году поляки отомстили России, разгромив недалеко от Варшавы ее наступавшую армию. Отказ российской армии оказать помощь бойцам польского сопротивления во время Варшавского восстания против нацистов в 1944 году добавил неприязни во взаимоотношениях.
Падение советской империи в Восточной Европе вдохнуло новую жизнь в старые распри. По словам одного польского историка, 'при отсутствии коммунистических ограничений ни русским, ни полякам не нужно притворяться, что они братья'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Россия должна начать уважать Польшу ("The Financial Times", Великобритания)
Оглядываясь на Москву ("Przeglad", Польша)
Польша разгневана нападениями на своих граждан ("The Guardian", Великобритания)
Польско-российские распри обостряются из-за избиения дипломата ("The Wall Street Journal", США)
Варшавcкие байки ("The Independent", Великобритания)
Польша в опасности ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Россия Путина выбрала Польшу своим врагом ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Польская лягушка Путина ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Польша попала в чужую колею ("The Economist", Великобритания)
России извинения не полагаются ("Polonia", Польша)
Какую цель преследует Путин? ("Polonia", Польша)
Россия с Польшей никак не помирятся ("The New York Times", США)