Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Учения как подходящий способ послать сигнал США

"Не слишком сильно давите на двух своих бывших противников времен 'холодной войны'"

Учения как подходящий способ послать сигнал США picture
Учения как подходящий способ послать сигнал США picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай и Россия, готовясь к начинающимся на этой неделе крупнейшим в современной истории своих стран совместным военным учениям, афишировали их как общую борьбу против терроризма. Но, как говорят аналитики, они также послали Вашингтону сообщение "Не слишком сильно давите на двух своих бывших противников времен 'холодной войны'".

17 августа 2005 года. Китай и Россия, готовясь к начинающимся на этой неделе крупнейшим в современной истории своих стран совместным военным учениям, афишировали их как общую борьбу против терроризма. Но, как говорят аналитики, они также послали Вашингтону сообщение "Не слишком сильно давите на двух своих бывших противников времен 'холодной войны'".

Эти начинающиеся в четверг восьмидневные учения станут самыми крупными с того времени, когда Пекин и Москва полвека назад вместе сражались против возглавляемых Соединенными Штатами сил в войне на Корейском полуострове. В прошлом году об этих учениях говорили как о весьма скромных, но с тех пор масштабы учений сильно увеличились: в них примут участие 10000 военнослужащих обеих стран и будут применяться разнообразные современные системы оружия. Не могу отделаться от мысли, что эти учения имеют своей целью "уколоть" Соединенные Штаты и являются для Китая своеобразным способом заявить 'Да, у нас хорошие отношения с Россией'", - сказал отставной адмирал США Эрик Маквадон (Eric McVadon), который сегодня является директором Института анализа внешней политики в Вашингтоне.

Москва и Пекин в своих заявлениях в этом месяце сообщили, что их учения "Миссия Мира 2005" начнутся в российском дальневосточном порту Владивосток, но в основном будут происходить на китайском полуострове Шандон и в прилегающей к нему акватории. Учения имеют своей задачей отработку способов борьбы против терроризма, экстремизма и сепаратизма.

"Учениями предусматривается высадка морского десанта и отработка действий морских и воздушных сил, что не имеет никакого отношения к борьбе против терроризма, - сказал военный специалист Ни Лексон (Ni Lexiong), преподающий в Шанхайском университете. - В общем случае, учения проводятся потому, что Соединенные Штаты уже длительное время проводят агрессивную военную политику в отношении Китая и России".

В момент, когда администрация Буша (George W. Bush) выражает растущую озабоченность в отношении наращивания военной мощи Китая, Пекин и Москва пытаются противостоять последним шагам Соединенных Штатов в своем подворье.

В числе этих шагов США следует отметить передислокацию американских войск в Южной Корее и Японии, которая преследует цель создания менее многочисленной, но более маневренной группировки войск (сил), а также переброска дальних бомбардировщиков и ударных атомных подводных лодок на о. Гуам, в рамках заявленной цели усиления американского военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Также тревожным, особенно для Москвы, является расширение военного присутствия Соединенных Штатов в богатой нефтью Средней Азии, которая входит в традиционную сферу влияния России. В последние полтора года были свергнуты автократические, ориентирующиеся на дружбу с Россией правительства в бывших советских республиках Грузия, Украина и Киргизстан; на смену им пришли законно избранные режимы, которые склоняются к дружбе с Соединенными Штатами.

Пекин, кроме того, нервно реагирует на критику по поводу наращивания своей военной мощи со стороны американских консерваторов, включая имевшее большой резонанс выступление в Сингапуре в июне с.г. министра обороны США Дональда Рамсфелда (Donald H. Rumsfeld) и опубликование 19 июля с.г. доклада Пентагона, в котором Китай назван потенциальной долгосрочной угрозой.

"Я не уверен, что Россия и Китай пытаются прямо устрашить Соединенные Штаты, - сказал генеральный секретарь Тайваньского совета политических исследований (Chinese Council of Advanced Policy Studies in Taiwan) Эндрю Янг (Andrew Yang). - Но они рассматривают этот регион как свою территорию и они пытаются создать противовес позиции Соединенных Штатов, занимая более проактивную позицию".

Сделав слабо завуалированный выпад в адрес статуса Америки как единственной в мире сверхдержавы, российский президент Владимир Путин и его китайский коллега Ху Цзиньтао (Hu Jintao) в совместной декларации на своем московском саммите в прошлом месяце осудили "стремление к монополии и господству в международных делах".

Однако аналитики видят ограничения для китайско-российских отношений, при этом некоторые характеризуют военные учения как "брак по расчету". Несмотря даже на укрепление связей, Москва, как считается, с опаской наблюдает за растущим экономическим и политическим влиянием Китая и боится, что редконаселенный российский Дальний Восток может стать фактической китайской колонией.

Хотя Россия и поставила Китаю большое количество оружия, она воздерживается от продажи Пекину своей самой современной военной техники - а те системы, которые она все же ему продает, могут иметь особые оговорки. Некоторые китайские веб-сайты высказывают предположение, что Москва продала Пекину истребители Су-27 на том условии, что они будут базироваться южнее реки Янцзы, на достаточном удалении от российской границы.

В учениях будут участвовать 1800 российских и почти 8000 китайских военнослужащих, а также российские подводные лодки, большой десантный корабль, эскадренный миноносец и 17 военно-транспортных самолетов и самолетов-истребителей.

Аналитики говорят, что место проведения учений отражает существующие в обеих столицах опасения по поводу возможного распада или дальнейшего сокращения своих империй.

Россия якобы хотела провести учения в Средней Азии, тогда как Пекин хотел, чтобы они проходили как раз напротив Тайваня, который он считает своей мятежной провинцией. Район Шандонского полуострова был, как говорят, компромиссом, чтобы избежать сильной реакции Вашингтона из-за Тайваня.

Обе стороны отрицают всякие намерения угрожать третьей стороне или послать более широкое политическое сообщение.

"Учения никак не затрагивают интересы третьих государств, таких, как Тайвань или Северная Корея", - заявил Первый заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками ВС РФ генерал-полковник Владимир Молтенской на брифинге в Москве ранее в этом месяце. - Цель учений состоит в углублении сотрудничества между двумя странами в сферах обороны и безопасности".

Этого сотрудничества нередко недоставало. Два в то время коммунистических союзника разругались в конце 1950-х годов и едва не вступили в войну друг с другом, что привело к десятилетиям взаимной подозрительности.

Однако историческое прошлогоднее соглашение, которое позволило урегулировать целый ряд разногласий на их 2700-мильной (1 сухопутная миля = 1,609 км) границе, устранило один из важных раздражителей, и сегодня обе стороны придают первостепенную важность улучшению своих взаимоотношений.

Экономические связи развиваются быстро: ожидается, что в 2005 году объем торговли достигнет 25,2 млрд. долл., что на 20% выше рекордного прошлогоднего уровня. Россия становится все более важным поставщиком энергоносителей для бурно растущей экономики Китая.

Китай хочет продавать своему соседу больше промышленных товаров, несмотря даже на то, что Россия ставит своей целью увеличение продажи Китаю тяжелого промышленного оборудования. Г-н Ни из Шанхайского университета говорит, что продолжающаяся "агрессия Соединенных Штатов" может даже подтолкнуть две страны к заключению формального военного союза.

Некоторые аналитики также усматривают в этих учениях попытку Москвы продемонстрировать свои системы оружия. "Эти учения посылают множественные сообщения", - сказал главный редактор "Независимого военного обозрения" отставной полковник Вадим Соловьев.

Китай уже является крупным покупателем российских радиолокационных средств, эскадренных миноносцев, реактивных истребителей и управляемых ракет, и нет никаких признаков, что кассовый аппарат Москвы перестанет звенеть. Вашингтон недавно надавил на Израиль, другого важного поставщика Китая, требуя сократить его военный экспорт, после того, как стало известно, что Израиль с помощью американских технологий повысил возможности Китая по борьбе с радиолокационными системами. Вашингтон, кроме того, оказывает давление на Европу, чтобы та не отменяла своего эмбарго на поставки оружия Китаю.

Россия и Китай, быть может, видят для себя возможность сократить военное присутствие Соединенных Штатов в Средней Азии. В конце июля с.г. Узбекистан, обиженный на Соединенные Штаты за то, что те призывают к проведению международного расследования кровавых репрессий против демонстрантов в Андижане, дало Соединенным Штатам 6-месячный срок на эвакуацию своей авиабазы на юге страны, которую Вашингтон использует для своей военной кампании в Афганистане с конца 2101 года.

Рамсфелд убедил соседний Киргизстан разрешить американской базе на своей территории взять на себя нагрузку, прежде лежавшую на узбекской авиабазе, но решение Узбекистана по-прежнему считается неудачей для Соединенных Штатов. И Россия, и Китай закулисно поддержали принудительную высылку американских войск из Узбекистана.

Однако даже внутри Китая некоторые аналитики в тайне подвергают сомнению здравомыслие Пекина, решившегося на проведение подобных амбициозных учений, когда его отношения с Вашингтоном уже являются напряженными по причине огромного торгового дефицита Соединенных Штатов, серьезных трений в области безопасности и недавней неудачи с заявкой китайской государственной компании "CNOOC Ltd" на покупку американской нефтяной компании "Unocal Corp.".

"Я чувствую, что в Китае существует внутренняя оппозиция решению провести эти учения, - сказала старший аналитик Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Бонни Глейзер (Bonnie Glaser). - Существуют опасения, что Китай только еще сильнее обозлит Америку, но ничего от этого иметь не будет".

Однако Чу Шулон (Chu Shulong) из пекинского Университета Циньхуа на это возразил, что Китай нередко оказывался в ситуации, когда не мог рассчитывать на выигрыш. "Неважно, что Китай делает вместе с Россией, как не важно и то, что он сам наращивает свою военную мощь, - сказал Чу, - Пентагон и г-н Дональд Рамсфелд все равно будут видеть в Китае угрозу для себя".

Аналитики сказали, что форма китайского заявления (об учениях) заставляет предположить, что Пекин чувствителен к зарубежной критике. В этом заявлении сказано, что учения отвечают уставу Организации Объединенных Наций, международному праву и принципам суверенитета и территориальной целостности.

"Почему России нельзя проводить военные учения с Китаем?" - процитировало китайское государственное агентство новостей слова российского министра обороны Сергея Иванова. - "Не вижу никаких оснований".

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Скрытый смысл военных игр ("The Washington Times", США)

Россия и Китай напрягают мускулы для проведения совместных военных учений ("Christian Science Monitor", США)

Китайские и российские военные готовятся провести первые совместные учения ("The Washington Post", США)