Для 'АО Кремль' 2004 год был удачным. Девять российских концернов, находящихся в государственной собственности, которые народ окрестил 'АО Кремль', смогли увеличить свои доходы в среднем на 54 процента и добиться рекордных цифр. Близкое окружение президента России Путина контролирует теперь около 37 процентов всего ВВП страны.
Аналитики давно начали выступать с критикой возрастающего государственного контроля над российской экономикой. По оценке рейтингового агентства Standard&Poor's уже прослеживается 'заметное ослабление рыночной экономики и откат назад к непрозрачности и политизации предпринимательства'.
Фактически этими концернами управляют, в основном, близкие коллеги Путина по Кремлю. Глава Администрации Президента Дмитрий Медведев, например, руководит Советом директоров газового концерна Газпром, а его заместители Игорь Сечин и Владислав Сурков надзирают за нефтяными компаниями Роснефть и Транснефтепродукт, Советник президента Виктор Иванов контролирует сразу два концерна: авиакомпанию Аэрофлот и оборонный гигант Алмаз-Антей. 'Правда, чаще всего они ограничиваются присутствием на заседаниях Советов директоров концернов. Но в России это означает реальный контроль над финансовыми потоками', - объясняет московский аналитик.
Здесь не надо быть владельцем предприятия, достаточно просто контролировать движение денежной массы и управлять им, чтобы стричь купоны. Причем людям Путина важно прежде всего не обеспечивать влияние государства, - говорит политолог Лилия Шевцова. - Намного важнее для них обеспечить 'свои экономические ресурсы на период
после выборов'. На первом плане для них - их собственное благополучие.
Вмешательство из Кремля благотворного влияния на фирмы не оказывает. Роснефть и Газпром явно работают менее эффективно, чем частные предприятия в условиях конкуренции. Как утверждают аналитики, государственные фирмы выделяют уйму денег на кремлевские акции, выборные кампании и частные нужды руководителей предприятия и государства.
В настоящий момент денег на финансирование предостаточно. Представители государства концентрируют свое влияние прежде всего на крупных сырьевых концернах: нынешние высокие цены на энергоносители приносят хорошие прибыли. Такие предприятия, как Роснефть и Газпром, изо всех сил стараются расширить свое влияние в энергетической отрасли.
Так, газовый гигант планирует с помощью покупки пятого по величине нефтедобывающего предприятия России - частной компании Сибнефть - значительно увеличить свою - пока что весьма скромную - нефтедобычу. Роснефть - в первом полугодии 2005 года производство этого концерна достигло 36,3 миллионов тонн нефти, что наравне с добычей совместного британо-российского концерна TNK BP и несколько меньше нефтедобычи Лукойл, которая составляет 43,1 миллионов тонн - планирует увеличивать годовую нефтедобычу, чтобы к 2010 году поднять эту цифру до 104 миллионов тонн. А пятью годами позднее государственное предприятие с 27 процентами долевого участия в рыночном секторе с большим отрывом выйдет на позиции лидера в этой отрасли.
Эксперты в области экономики указывают на опасность возрастающего влияния государства на бизнес, в особенности в энергетическом секторе. Советник президента Путина по вопросам экономики Андрей Илларионов заявил в интервью 'Независимой газете', что России в этом случае может грозить развитие событий по венесуэльскому сценарию. Южноамериканское государство с крупнейшей нефтедобычей после национализации его нефтяной промышленности пережило экономический спад: прибыль от нефтяных доходов идет только государству, а население становится беднее.
Курс Путина, направленный на рост влияния государства, нужен не столько российским гражданам, сколько менеджерам из Кремля . . . В то время как частные русские концерны большую часть своей прибыли распределяют между акционерами, Газпром в 2004 году только один раз выплатил 1,4 процента чистой прибыли в виде дивидендов своим совладельцам.
Поэтому правительственное Агентство по управлению федеральным имуществом потребовало, чтобы госпредприятия в дальнейшем выплачивали как минимум четверть своей прибыли в качестве дивидендов. Тогда больше денег поступит в государственную мошну 'АО Кремль' и меньше - непосредственно в Кремль.