Беседа корреспондента РФИ, Даниеля Дезекеля, с Арно Дюбьеном (Arnaud Dubien), исследователем Института IRIS, специалистом по России.
Вопрос: Добрый день, Арно Дюбьен. По данным Организации защиты прав человека в России наблюдается резкий всплеск расистских настроений и ксенофобии. За одно только первое полугодие 2005 года от рук расистов погибло 10 человек. Эти тенденции, конечно же, не новы для региона, и, тем не менее, почему же Россия является страной, где расизм процветает?
А.Д.: Добрый день. Я не считаю, что Россию можно назвать расистской страной, хотя рост ксенофобии и расизма налицо. Необходимо четко различать два феномена: во-первых, исламофобию, очень распространенную в стране. Это связано с событиями на Кавказе, и люди часто ассоциируют ислам и исламистов с угрозой терроризма. Потенциально это несет угрозу раскола многонациональному и многоконфессиональному народу России, где порядка 15-20% населения исповедуют мусульманство.
Ну, и, во-вторых, ставшие уже 'традиционными' нападения на иностранцев, выходцев из Азии и Африки, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны.
Вопрос: Связано ли крайне негативное отношение русских к кавказцам с тем, что большинство последних исповедуют ислам?
А.Д.: В принципе, да. Но, не следует забывать, что в Москве никогда не любили кавказцев. Например, во времена Горбачева, еще при Советском Союзе, когда в стране были серьезные проблемы с продуктами питания, их обвиняли в спекуляциях и создании черного рынка.
Теперь в контексте чеченских событий образ кавказца приобрел некую новую форму, он стал неотделим от образа террориста. И самое страшное, что эта трансформация произошла в коллективном восприятии россиянами своих южных соседей.
Вопрос: Понимает ли Кремль всю опасность сложившейся ситуации?
А.Д.: Вполне. Об этом свидетельствуют последние публичные заявления президента Путина, предостерегшего общество от потенциальной угрозы всплеска ксенофобии по отношению к кавказцам, от возможного раскола общества по национальному и религиозному признаку. Однако это была реакция на высшем уровне, на уровне же региональном ничего реально не сделано. И милиция, и прокуратура часто закрывают глаза на факты агрессии и нападения на лица других национальностей.
В России всегда так: озабоченность-то у Кремля есть, но на местах никто не спешит что-либо предпринимать.
Вопрос: К тому же в России существуют несколько партий явно расистского толка, такие как партия Владимира Жириновского. . .
А.Д.: И не только Жириновского, но и Рогозина или ряд коммунистических партий. Надо сказать, что в этом отношении президент Путин занимает, возможно, чересчур мягкую позицию. Все эти партии националистского толка, и хотя, конечно, национализм не является аналогом ксенофобии, но российский национализм слишком агрессивен и непредсказуем.
Вопрос: Но Кремль не разделяет расистских идей партии Жириновского. . .
А.Д.: Если мы говорим о расизме, то партия Жириновского тут не причем. Жириновский - просто марионетка Кремля, а его партия далеко не самая опасная сила в политическом спектре страны. Есть куда более серьезные организации ультра националистических, либо откровенно фашистских взглядов.