Эффективно действующие транспортные связи ЕС и России выгодны Финляндии.
Благоприятное экономическое развитие России подчеркивает логистическое значение Финляндии и зоны Балтийского моря в целом. Торговые связи Финляндии и ЕС с Россией расширяются.
Уже сейчас ЕС - крупнейший торговый партнер России. Объем взаимной торговли государств-членов ЕС с Россией будет увеличиваться, если Россия будет принята, судя по всему, в 2007 году, во Всемирную торговую организацию - ВТО. Логистика - одна из самых важных предпосылок увеличения объемов товарооборота.
Существует, правда, одна проблема, а именно: нет необходимых и действующих структур, обеспечивающих сотрудничество ЕС и России в области транспорта и логистики. Проект ЕС под названием 'Северное измерение' нуждается, в свою очередь, в новом, конкретном содержании.
В рамках экономического проекта, в осуществлении которого участвуют ЕС и Россия, необходимо в качестве подпрограммы 'Северное измерение' выработать проект 'Сотрудничества в области транспорта и логистики'. Его осуществление могло бы способствовать решению двух задач.
Первая. ЕС и Россия должны совместно определить приоритетные проекты в области сотрудничества в области логистики и развития инфраструктуры. Важно также выполнить эти намечаемые проекты.
С точки зрения Финляндии, важными в данном контексте проектами могли бы стать, в частности, сверхскоростное железнодорожное пассажирское сообщение между Хельсинки и Санкт-Петербургом, развитие Транссибирской магистрали с ответвлениями и выход на транспортную магистраль The Northern East West Freight. Осуществление таких планов способствовало бы развитию бизнеса как в России, так и в Финляндии и было бы выгодно обеим сторонам.
Вторая. Выработанные совместно проекты в области логистики и развития инфраструктуры должны быть надежно обеспечены финансированием. Международные финансовые организации, такие как Банк Северных стран, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также Еврокомиссия должны заметно увеличить финансирование осуществление проектов в области логистики и инфраструктуры.
Еврокомиссия, Россия и другие заинтересованные в указанных проектах государства и международные финансовые организации, надо надеяться, приступят осенью к совместным действиям по осуществлению инициатив в области развития логистического и 'инфраструктурного' сотрудничества. Организация совместных действий по охране окружающей среды в рамках 'Северного измерения', формы деятельности и финансирования в этой сфере могли бы быть примером для новых проектов.
Я высказала мысль о налаживании более тесного сотрудничества в области логистики во время визита премьер-министра (Финляндии) в Москву в июне этого года. По моим тогдашним впечатлениям, руководство России отнеслось положительно к высказанным мною идеям.
Для создания общего для ЕС и России экономического пространства в мае этого года на саммите в Москве была принята так называемая 'дорожная карта'. Это общий план движения вперед, создающий базу для развития полезного и опирающегося на принцип равноправия сотрудничества обеих сторон. Главный акцент при работе по созданию общего экономического пространства был сделан на развитие инфраструктуры, транспортных связей и логистики.
Эффективно действующее транспортное сообщение между ЕС и Россией неизбежно приносило бы пользу и Финляндии. Так, балтийская автострада - важный транспортный мост в товарообороте между ЕС и Россией.
В Финляндии и других странах-членах ЕС с удовлетворением отмечается, что новая стратегия развития транспортной сети в России ставит задачу совершенствования путей сообщения между ЕС, Россией и Азией. Группа высокопоставленных транспортных чиновников из стран ЕС разрабатывает сейчас под руководством бывшего комиссара транспорта план развития важнейших транспортных коридоров Европейского Союза, ведущих к странам, которые не являются членами ЕС, и это, в первую очередь, касается России.
Развитие информационного общества также является целью в рамках создания единого экономического пространства ЕС и России, а также в контексте программы 'Северное измерение'. Министры телекоммуникаций и информатизации стран Балтийского региона приняли в 2001 году программу развития информационных технологий и систем коммуникации в рамках 'Северного измерения'.
Эта программа способствует созданию информационного общества на территории Северных стран Европы. Министры коммуникаций имеют сейчас все основания обсудить совместно, каким образом сотрудничество по созданию информационного общества можно усовершенствовать и актуализировать в новых условиях, после принятия уже упоминавшейся 'дорожной карты'.
Именно в данный момент существует не только возможность, но и обоюдное стремление сторон развивать сотрудничество между ЕС и Россией. И эту возможность нельзя упустить.
Леена Лухтанен - министр транспорта и коммуникаций Финляндии