После показа 28 июля интервью с Шамилем Басаевым телекомпания "АВС" получила запрет на деятельность в России. Басаев - чеченский полевой командир, за которым числится длинный список зверских террористических актов, совершенных на территории России, в том числе захват театра в Москве в 2002 году и кризис в Беслане в 2004 году, когда в школе были захвачены 1200 заложников и 180 детей погибли. В интервью Басаев пообещал осуществлять подобные акты до тех пор, пока российские войска не покинут Чечню. Министерство иностранных дел и Министерство обороны России ответили на это тем, что объявили телекомпанию "АВС" нежелательным лицом и отказались продлевать аккредитацию корреспондентов "АВС".
В передаче "Nightline" Тед Коппел (Ted Koppel) в прямом эфире подверг критическому разбору возражения российских властей и выступил в защиту решения "АВС" о показе интервью, заявив о журналистской обязанности давать слово всем сторонам, даже если для этого нужно брать интервью у сомнительных или отрицательных персонажей. "Я брал интервью у воров и мошенников, у растлителей несовершеннолетних, у убийц и диктаторов, на руках которых была кровь тысяч их жертв", - сказал Коппел.
Однако Коппел забыл отметить, что между обычными преступниками и террористами есть одно важное отличие. Обычные преступники не совершают свои преступления с целью привлечения внимания средств массовой информации, как это делают террористы. Террористы зависят от освещения своей деятельности в СМИ, без упоминания в СМИ они теряют свое влияние. Если бы у Басаева была большая армия, или если бы он был популярен, хотя бы в Чечне, то ему не надо было бы быть террористом. Он является террористом из-за недостаточной поддержки народа, поэтому единственным способом, которым он может привлечь внимание и обрести власть, является совершение шокирующих зверских терактов, привлекающих внимание СМИ. Никто не может винить средства массовой информации в освещении кризиса с захватом заложников в школе, ведь это совсем не то, что передать микрофон террористу и позволить ему распространять дезинформацию.
В программе "Nightline" Коппел сказал следующее: "Я несу ответственность за то, чтобы показывать интервью наподобие этого с соответствующими комментариями, а не за то, чтобы скрывать их от вас". Однако именно этого "Nightline" и не сделала. Басаев использовал интервью, чтобы пригрозить будущими терактами и распространить дезинформацию, а Коппел не высказал ни одного возражения.
Например, Басаев сказал, что его амбиции ограничиваются Чечней. Однако если бы его амбиции ограничивались одной Чечней, то он бы не вторгался дважды в российскую Республику Дагестан. Российские войска направились в 1999 году в Чечню после того, как Басаев привел на территорию России 2000 боевиков, которые убили множество людей и заставили 32000 дагестанцев покинуть свои дома. Другим примером дезинформации является заявление Басаева о том, что прошлым летом он хотел только "захватить" два российских самолета, однако когда он попытался сделать это, российские военные сбили их одновременно. Однако нет никаких доказательств того, что это была попытка захвата самолетов, или что у российских военных было время, чтобы вмешаться в ситуацию. Эти два самолета просто взорвались без предупреждения. Причинами взрывов были бомбы, которые, как Басаев признал раньше, его люди пронесли на борт, и эти взрывы не были одновременными. В другом примере дезинформации Басаев обвиняет российских чиновников в бесланских зверствах, как будто это российские чиновники загнали 1200 заложников в спортивный зал, три дня не давали им есть, пить и посещать туалет, смотрели, как дети пьют собственную мочу, хладнокровно казнили нескольких человек, а также развесили бомбы по всему залу. "АВС" не отметила эти и некоторые другие важные неточности, которые в совокупности представляют собой последовательную дезинформацию.
Басаев преподносит себя как националиста, однако если бы он был националистом, то с 1997 по 1999 годы он создавал бы по-настоящему независимую Чечню, а если бы он это делал, то Чечня сегодня могла бы быть независимой. Вместо этого Басаев подрывал правление президента Чечни Аслана Масхадова, способствовал и потворствовал ужасной преступности, укрывал международных исламистских экстремистов, а затем вторгся в Дагестан. Во всем этом нет ни капли националистического. Однако "АВС" не сказала ни об одном из этих фактов.
Оправдание Беслана и оправдание самого себя однозначно были основными целями этого интервью, и основными причинами, по которым он это интервью дал. Когда Коппел сказал, что "АВС" должна была выслушать все стороны, он предположил тем самым, что возможно оправдать убийство 180 невинных детей и жестокое обращение с еще более чем 800-ми детьми. Однако если возможно оправдать убийство 180 детей, то значит то, что Басаев совершил в Беслане, потенциально может подлежать оправданию, и значит, Басаев может быть не виноват. Это выгодно исламистским экстремистам во всем мире, так как если убийство 180 детей потенциально может быть оправдано, то значит и уничтожение Всемирного торгового центра, обезглавливание невинных людей и все другое, что они делают, потенциально может быть оправдано. Как и Басаев, Бен Ладен делает заявления, которыми пытается оправдать свою позицию. Несомненно, в некоторых заявлениях Бен Ладена есть доля правды. Однако мы, американцы, придерживаемся той точки зрения, что события 11 сентября 2001 года не могут быть оправданы ничем. И мы правы. Однако по тем же самым причинам ничто не может оправдать того, что Басаев сделал в Беслане, на Дубровке, в Дагестане, Буденовске, а также все другие совершенные им зверства. Именно поэтому слушать Басаева нам необходимо не больше, чем слушать Бен Ладена, и именно в этом заключается ужасная ошибка "АВС".
Басаева поддерживают менее 5 процентов чеченцев, почти все чеченцы его ненавидят. Тем не менее, он преподносит себя как их представителя на международной арене, и большинство мира думает, что его дело - это их дело. Это заблуждение, от которого чеченцы очень страдают, и от которого они еще продолжат страдать. Чтобы понять, что интервью Басаева означает для большинства чеченцев, представьте, что бы чувствовали американцы, если бы мир пребывал под впечатлением, что Тимоти Маквей (Timothy McVeigh) говорит от имени всего американского народа. (Тимоти Маквей - ныне казненный "американский террорист", взорвавший в 1995 году здание в Оклахоме, в результате чего погибли 168 человек - прим. пер.)
"АВС" использовала страдания тысячи детей и их семей, чтобы отрекламировать болеутоляющее. Каждый раз, когда в луч света попадает кто-либо типа Басаева, остальной мир становится темнее. Кто-то должен выключить свет на "АВС".
Роберт Брюс Уэр - адъюнкт-профессор Университета Эдвардсвилля, Южный Иллинойс, специализирующийся на Чечне и Северном Кавказе
_______________________________________________________________
Избранные сочинения Роберта Брюса Уэра на ИноСМИ.Ru
День победы и террора ("United Press International", США)
Рейган и Россия: иллюзия и реальность ("In The National Interest", США)
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Понятное возмущение ("The Washington Post", США)
Россия говорит АВС: 'Убирайтесь вон!' ("The Washington Post", США)
Телекомпания "ABC News" об интервью с повстанцами ("Newsday", США)
Кремль так и не понял, что для демократии необходима свободная пресса ("Houston Chronicle", США)
Москва с кляпом в руке ("The Baltimore Sun", США)
Советский рефлекс в России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Журналисты обеспокоены наступлением на СМИ ("MSNBC", США)
Когда объектами преследования становятся журналисты ("Christian Science Monitor", США)
Первое постсоветское наступление Кремля на западный телеканал объясняется "пропагандой" ("The Wall Street Journal", США)
Телевидение во времена войны ("Front Page Magazine", США)
Россия и свобода средств массовой информации ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)
Интервью Басаева ("Radio-Canada", Канада)