Если у кого-нибудь еще остались сомнения в том, что баланс сил в тихоокеанском бассейне меняется, им не мешало бы посмотреть, что происходит на российско-китайских военных учениях.
Трудно представить что-либо, что было бы в такой же степени неприятно для Вашингтона, как совместная демонстрация силы сверхдержавой прошлого и сверхдержавой будущего, сумевшими вступить в соперничество с Соединенными Штатами, единственной сверхдержавой дня сегодняшнего, отставив в сторону собственные противоречия.
Доктрина 'взаимно подозрительного отношения', которая не давала советско-китайским отношениям развиваться в годы 'холодной войны', еще скорее жива, чем мертва, но, судя по тому, что Москва и Пекин еще и вместе потребовали вывода войск США с военных баз в Центральной Азии, коммунистических лидеров Китая и президента России Владимира Путина, видимо, серьезно обеспокоило распространение демократии на их границах и перспектива оказаться в окружении сил США и НАТО.
Кроме того, у России есть товар - оружие, - а у Китая, модернизирующего свои вооруженные силы, - деньги, чтобы это оружие купить. Учения, проходящие во Владивостоке и в китайской провинции Шаньдун, названы миротворческими, спланированными по стандартам ООН, однако на практике маневры с участием почти 10 тысяч человек дают Китаю возможность отработать десантную операцию как раз такого типа, который когда-нибудь может быть использован против Тайваня. А у России появляется прекрасная возможность показать во всей красе свои дальние бомбардировщики, с тем чтобы, возможно, когда-нибудь предложить их китайским ВВС.
С чисто военной точки зрения причин для особого беспокойства у США вроде нет - технологически американская армия ушла на годы вперед. Кроме того, у Америки тоже есть союзники: вчера начались ежегодные совместные американо-южнокорейские учения, имитирующие нападение Северной Кореи и представляющие собой самую крупную в мире компьютерную командно-штабную тренировку.
Однако общая ситуация, складывающаяся на Корейском полуострове, недвусмысленно говорит о том, что влияние Вашингтона в Восточной Азии стремительно тает. Как ни странно, тревогу США по поводу военных аспектов северокорейской ядерной программы в Южной Корее разделяют очень немногие. Напротив, результаты опросов общественного мнения показывают, что в случае войны многие молодые жители Южной Кореи объединились бы скорее с северными соседями против США, чем наоборот.
Всемирная реорганизация американских вооруженных сил и стремление военных добиться 'стратегической гибкости' уже привели к тому, что численный состав войск США, находящихся в Южной Корее, будет сокращен на треть. С военной точки зрения это правильно, однако в этом решении присутствует и один политический императив: Южная Корея не хочет, чтобы войска, базирующиеся на ее территории, использовались в каких бы то ни было боевых действиях, которые могут не понравиться Пекину.
Южная Корея, как и многие другие страны Восточной Азии, в том числе и Австралия, уже втягивается в экономическую орбиту Китая. В Вашингтоне уже довольно пессимистично настроены по поводу перспектив шестисторонних переговоров по Северной Корее с участием как обеих Корей, так и США, Китая, Японии и России. Отложенный четвертый раунд переговоров начнется на следующей неделе, но в отстаивании 'жесткой линии' в отношениях с Пхеньяном можно полагаться разве что на Японию, и то потому, что японцы не могут простить Северной Корее похищений своих сограждан.
Кстати, Япония, самый серьезный союзник США на Тихом океане, тоже начинает коситься в сторону Вашингтона.
Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), премьер-министр Японии и друг Джорджа Буша, назначил на следующий месяц выборы, и, хотя главным вопросом которых остаются экономические реформы, слева от Коидзуми расположилась Демократическая партия Японии, лидеры которой обещают в случае своей победы вывести японские войска из Ирака, а националисты, напирающие справа, настроены столь же антиамерикански, сколь и антикитайски.
Так что США приходится дружить с Индией и вообще метаться в поисках новых союзников в Азии. Вашингтон даже пошел на ослабление условий запрета на совместные военные учения с Новой Зеландией, наложенного двадцать лет назад с целью наказать новозеландцев за их позицию против развертывания ядерного оружия.
Но этого явно недостаточно. Проблема Вашингтона в Азии состоит главным образом в том, что при подавляющем военном превосходстве у США довольно слабая региональная дипломатия - в основном из-за того, что дипломаты слишком заняты войной в Ираке. А когда американские политики или администрация все-таки проявляются в Азии, основным вопросом для них становится отнюдь не распространение демократии, а противодействие терроризму или защита американской промышленности от конкуренции со стороны Китая. И это уже фактически вывело США из контекста взаимодействия как с властями азиатских стран, так и с их народами.
Вот и получается, что там, где дело касается демократии и прав человека, у Штатов достаточно энергии, чтобы задирать президентов Путина и Ху Цзиньтао, но после этого на то, чтобы обратиться к простым людям, живущим в странах-союзницах, энтузиазма уже не остается. Потому и теряет Америка свое влияние по другую сторону Тихого океана - несмотря на всю силу своего боевого флота.
___________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Загадочные военные игры ("The Wall Street Journal", США)
Китай и Россия бряцают оружием ("The Wall Street Journal", США)
Китайско-российский альянс ("Arab News", Арабская пресса)
Россия и Китай объединяют усилия, бросая вызов господству США ("The Independent", Великобритания)
Две 'красные армии' бросают перчатку США ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Демонстрация силы ("The Financial Times", Великобритания)
Учения, направленные против США ("The Washington Times", США)
Президент Путин наряжается, чтобы поиграть в военные игры ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Учения как подходящий способ послать сигнал США ("Los Angeles Times", США)
Скрытый смысл военных игр ("The Washington Times", США)
Россия и Китай напрягают мускулы для проведения совместных военных учений ("Christian Science Monitor", США)
Вызывающий беспокойство альянс("New York Post", США)
Китайские и российские военные готовятся провести первые совместные учения ("The Washington Post", США)