Первые в истории совместные российско-китайские учения преподносятся как отработка антитеррористических операций, однако их масштаб явно несопоставим с подобными задачами. Эти грандиозные восьмидневные маневры начались в среду 18 августа, и продлятся до ближайшего четверга.
В субботу на китайский полуостров Шаньдун был высажен воздушный десант: это был один из элементов развертывания войсковой группировки обеих стран, насчитывающей почти 10000 человек. Маневры, если судить по сообщениям российского информационного агентства ИТАР-ТАСС, напоминают скорее высадку в Нормандии в 1944 г., чем боевые действия против горстки террористов. Часть десантников, отмечает агентство, имитировала выход на 'рубеж атаки и наступление на позиции противника'.
Китайское официальное информационное агентство 'Синьхуа' обосновывает успокоительную антитеррористическую 'легенду' учений, утверждая, что их целью является отработка 'разрешения кризисов и организация совместных действий в рамках борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом'.
Однако упоминание о сепаратизме позволяет предположить, что учения преследуют и другую цель, по крайней мере с точки зрения Пекина. Ведь если Китай действительно намеревается в какой-то момент использовать свое подавляющее военное превосходство против острова Тайвань, чей нынешний президент Чэнь Шуй-бянь постоянно раздражает Пекин своими шагами в сторону провозглашения полной юридической независимости, но им необходимо отрабатывать именно те самые операции, что предусмотрены программой учений.
Если же российские войска когда-либо в будущем будут развернуты для военной, а тем самым и политической, поддержки военной операции Пекина - с задачей удержать США от военного вмешательства для защиты Тайваня - то вооруженным силам двух стран, несомненно, нужно иметь опыт координации действий в рамках полномасштабных военных операций, и такой опыт они приобретают в ходе нынешних маневров в провинции Шаньдун.
Привлекает внимание и тот факт, что учения предусматривают не только действия сухопутных подразделений, но и отработку общевойсковых операций с участием военно-морских и военно-воздушных сил двух стран. В общей сложности в первых совместных маневрах задействовано не менее 9000 китайских и 1800 российских военнослужащих. Даже в 1949-58 гг., в разгар Холодной войны (в том числе и во время войны в Корее 1950-53 гг.), когда Китай и СССР, объединенные коммунистической идеологией, были союзниками в борьбе против США, они ни разу не проводили совместных учений, сколько-нибудь сопоставимых по масштабу с нынешними.
Китай и Россия настаивают, что маневры не направлены против какой-либо третьей страны. Однако трудно избежать мысли о том, что при их планировании имелись в виду США и главный союзник Вашингтона в Азии - Япония. В конце концов, программа учений среди прочего предусматривает развертывание подводных лодок и дальних бомбардировщиков для нанесения удара по 'неприятельскому' флоту, а единственные державы, располагающие в Северо-Восточной Азии военно-морскими силами, способными выступить в роли такого потенциального противника - это США и Япония.
Кроме того, как отмечает в статье, опубликованной на прошлой неделе в 'East Asia Daily Monitor', сотрудник вашингтонского Jamestown Foundation Сергей Благов, учения 'дают России - крупнейшему поставщику оружия в КНР - благоприятную возможность продемонстрировать в действии новые системы вооружений'. 'Маневры рассматриваются как одно из проявлений 'стратегического партнерства' между Москвой и Пекином, - пишет Благов. - В то же время, другие учения, проводящиеся в эти же дни на севере России, судя по всему, призваны продемонстрировать военную мощь Москвы'.
Благов указывает, что в учениях задействованы российские транспортно-десантные самолеты Ил-76, бомбардировщики Ту-95МС (они должны произвести пуски крылатых ракет по морским целям), а также реактивные истребители Су-27СМ, имитирующие воздушное прикрытие сухопутных войск. 'К берегам Китая прибыли корабли Тихоокеанского флота; кроме того, в район учений подтянуты подразделения Псковской 76-й воздушно-десантной дивизии, - отмечает он. - В совместных маневрах примут участие корабли российского Тихоокеанского флота, в том числе десантный корабль БДК-11, большой противолодочный корабль 'Маршал Шапошников' и эсминец 'Бурный''.
Повторюсь, если бы стороны готовились только к отражению нападения террористов из 'Аль-Каиды', такая группировка представлялась бы явно несоразмерной поставленным задачам.
Даже в России, подчеркивает Благов, некоторые СМИ подвергли сомнению мотивы проводящихся учений. Так, 15 августа московская 'Независимая газета' сообщила, что сценарий маневров предусматривает действия против подлодок и авиации условного противника, а также пуски крылатых ракет. Поскольку международные террористы пока не обзавелись собственными ВМС и ВВС, не без сарказма отмечает газета, актуальность подобного сценария представляется спорной.
Ариэль Коэн (Ariel Cohen), сотрудник консервативного аналитического центра Heritage Foundation со штаб-квартирой в Вашингтоне, считает, что выбор времени для проведения учений также не случаен: он непосредственно связан с ужесточением дипломатической позиции России и Китая в отношении американского влияния в Центральной Азии, явные признаки которого проявились этим летом. На саммите Шанхайской организации сотрудничества, состоявшемся 6 июля в казахской столице Астане, Китай и Россия выступили с требованием, чтобы США назвали конкретный срок вывода своих войск и баз из региона. Вскоре после этого, 31 июля, президент Узбекистана Ислам Каримов уведомил Вашингтон о том, что американцам следует эвакуировать свою авиабазу Карши-Ханабад.
'Антиамериканская ось начинает действовать, - отмечает Коэн. - Китайско-российское сближение позволяет центральноазиатским диктаторам удержаться у власти'.
Российские аналитики в открытую высказывают аналогичную точку зрения. 'Учения являются логическим продолжением первых шагов по сотрудничеству между Россией и Китаем в борьбе с 'оранжевыми революциями', сепаратизмом и преобладающим влиянием США на евроазиатском пространстве', - отмечалось в прошлый четверг в интернет-издании gazeta.ru.
В июле, когда Шанхайская организация выступила с призывами к свертыванию присутствия США в центральной Азии, американское политическое руководство и аналитическое сообщество фактически пропустили это мимо ушей, расценив подобные заявления как пустую риторику, не подкрепленную реальными шагами.
Однако с тех пор не прошло и двух месяцев, а шаньдунские учения уже показали, что за этими словами стоит немалая военная сила.