Вашингтон. - Многие годы президент Буш обращался к Карен Хьюз (Karen P. Hughes), своему доверенному лицу из Техаса, за помощью в отражении атак со стороны его политических противников. Теперь, оказавшись в Государственном Департаменте, Хьюз планирует создать команды 'быстрого реагирования' для отражения плохих новостей и защиты политики администрации по всему миру.
Такие команды должны быть созданы на Ближнем Востоке и в других местах. Они представляют собой одну из инициатив К. Хьюз, вступившей на этой неделе в должность заместителя госсекретаря по публичной дипломатии. В свою очередь, эти инициативы являются частью того, что чиновники из администрации Буша называют активной кампанией по исправлению плохого имиджа Америки за рубежом, особенно, в мусульманских странах.
Государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила на этой неделе в интервью, что эти команды будут 'работать с дезинформацией и ложной интерпретацией'. По словам Райс, в ходе войны в Афганистане администрация обнаружила, что ей приходится давать отпор 'всякого рода лжи о том, что мы делаем'.
Например, отметила Райс, администрация обнаружила, что обвинения в осквернении Корана в центре задержания Гуантанамо (а, конкретно, необоснованное утверждение о том, что экземпляр Корана был спущен в туалет) распространились в мусульманских странах до того, как Соединенные Штаты смогли отреагировать.
'Мы поняли, что быстрое реагирование должно осуществляться в течение 24 часов, причем основная работа должна быть проведена на месте, а не в Вашингтоне, просто в силу природы временного цикла', сказала она.
Кроме того, как заявляют чиновники Государственного Департамента, Хьюз (работавшая когда-то телерепортером) планирует возглавить межведомственную оперативную группу 'по публичной дипломатии', в которую войдут, среди прочих, высокопоставленные чиновники Пентагона по связям с общественностью, а также изменить правила продвижения по службе во внешнеполитическом ведомстве, уделяя больше внимания коммуникативным навыкам.
К. Райс дала понять, что администрация намерена увеличить финансирование образовательных обменов и упростить процедуры получения виз для участия в этих программах. В этом году администрация запросила у Конгресса 430 миллионов долларов на приглашение в США студентов, ученых, деятелей культуры и т.д. и отправку американцев за границу, что на 20 процентов больше, чем в прошлом году.
Как заявляет Государственный Департамент, в последние доля Ближнего Востока и Южной Азии в таких программах растет и составляет сейчас около 25 процентов финансирования.
Хотя президент Буш и К. Райс обещали придать новый импульс 'публичной дипломатии' еще в январе, до вступления Хьюз в должность прошло несколько месяцев, в частности, из-за того, что она хотела подготовить своего сына к поступлению к колледж. Летом 2002 г. Хьюз оставила работу в Белом Доме и уехала вместе с семьей домой в Техас.
Десять дней назад Хьюз изложила свои планы в области публичной дипломатии на встрече с Бушем на президентском ранчо в Кроуфорде, Техас. С ней были К. Райс и заместитель Хьюз Дайна Пауэлл (Dina Powell), бывший директор по персоналу Белого Дома. Но она пока отказывается от интервью, ссылаясь на то, что ей нужно время для формулировки замыслов.
Другие чиновники, просившие не раскрывать их имен, поскольку планы еще не окончательные, сообщили о некоторых подробностях, в частности, о планах Хьюз объездить Европу и Ближний Восток, где она будет 'слушать столько же, сколько говорить'.
Она встречалась со студентами-мусульманами, духовными лицами и учеными в Вашингтоне, а также с послами мусульманских стран. В начале этой недели она дала распоряжение Государственному Департаменту разослать посольствам документ, излагающий суть американской политики по отношению к выводу еврейских поселений в секторе Газа и по конституции Ирака.
В многочисленных независимых докладах по вопросу публичной дипломатии отмечается, что большая часть проблем с имиджем Америки связана с американской политикой; в частности, с ситуацией задержанных на Гуантанамо и поддержкой Израилю.
В среду К. Райс заявила в интервью, что в будущем в процессе принятия решений будет уделяться больше внимания публичной дипломатии, но это не означает, что Соединенные Штаты закроют центр задержания Гуантанамо Бэй (Guantanamo Bay).
'Я не хотела бы, чтобы кто-то подумал, что мы будем менять политику из-за того, что она непопулярна', заявила Райс. 'Это серьезная проблема. Публичная дипломатия не устранит того факта, что существуют серьезные проблемы, с которыми нам надо работать'.
Некоторые чиновники Государственного Департамента, многие годы занимающиеся вопросами публичной политики, говорят, что с приходом К. Хьюз лишь будут усилены уже существующие практики.
Одним из чиновников, с которыми К. Хьюз провела консультации, был Эдвард Джереджян (Edward P. Djerejian), бывший посол и пресс-секретарь Белого Дома, возглавлявший оперативную группу, которая в 2003 г. пришла к выводу о том, что враждебность по отношению к Соединенным Штатам достигла 'шокирующего уровня'.
Как заявил Э. Джереджян, при беседе с К. Хьюз и К. Райс ему было ясно, что они понимают, что плохим имиджем Америка примерно в 80 процентах обязана своей политике. Но, в то же время, разъяснение американской политики могло бы повлиять на остальные 20%.
Он ожидает, что К. Хьюз будет более внимательно отслеживать материалы об Америке на каналах 'Аль-Джазира' и 'Аль-Арабия' и в других арабских СМИ и стараться оперативно реагировать на негативную информацию. По его мнению, попытка ответа на заявления об осквернении Корана была 'катастрофической'.
По мнению некоторых чиновников внешнеполитического ведомства, проблема была частично связана с тем, что Государственный Департамент с трудом мог защищать политику задержания подозреваемых в терроризме, которую проводил Пентагон.
В 'Аль-Джазире', например, говорят, что в Пентагон было направлено приглашение для обсуждения инцидента с Кораном, но принять участие в эфире никто не пожелал. На это чиновники Пентагона, ответственные за связи с общественностью, отвечают, что о таких просьбах со стороны 'Аль-Джазиры' им неизвестно.
Э. Джереджян говорит, что его комитет порекомендовал назначить в Белый Дом чиновника высокого уровня для ведения публичной дипломатии администрации, но потерял интерес к этой идее после назначения К. Хьюз - из-за ее близости к Белому Дому.
'Они осознают концептуальную и стратегическую важность этой проблемы', сказал Э. Джереджян о К. Хьюз и К. Райс. 'Они способны сделать что-то в этом направлении, потому что к их мнению прислушивается президент'.