За влияние в Центральной Азии снова идет 'Большая игра', в которой Китай недавно одержал крупную победу. В понедельник китайская государственная нефтяная корпорация CNPC договорилась приобрести канадскую компанию PetroKazakhstan, добывающую на территории Казахстана 150 тысяч баррелей в сутки.
Если, как ожидается, сделка будет окончательно утверждена, экономическое присутствие Китая в богатом энергоносителями и геополитически важном регионе усилится, что чревато последствиями для интересов Соединенных Штатов.
Вчера на встрече с журналистами и редакторами Washington Times министр иностранных дел [Казахстана] Касымжомарт Токаев не отрицал, что понимает: влияние Китая будет расти.
По его словам, он убеждал подать заявку на приобретение PetroKazakhstan и представителя Соединенных Штатов, но тот ответил, что 'с китайцами конкурировать очень трудно'. А состоит главная трудность, как для американских компаний, так и для представителей других стран, в том, что китайские фирмы готовы переплачивать за иностранные активы, если в результате покупка пойдет на пользу региональному влиянию и энергетической безопасности Китая. В этом отношении китайские бизнесмены выступают в качестве платформы, на которой Пекин строит свою внешнюю политику, в то время как их американские коллеги смотрят только на рыночные факторы.
Об отношениях с Китаем Токаев сказал так:
- Мы в Казахстане считаем, что альтернативы хорошим отношениям и сотрудничеству с этой страной нет.
- Соседей не выбирают, - добавил министр. На вопрос о том, каково мнение Казахстана о борьбе за влияние в регионе, он ответил, что кредо его страны - 'сохранение баланса между интересами' всех крупных держав.
Усиление позиций Китая в регионе - явно видимый факт, считает Токаев.
- Растут и потенциал, и амбиции Китая.
Действительно, Китай уже финансирует проект строительства нефтепровода между Казахстаном и Китаем стоимостью 850 миллионов долларов, по которому можно перекачивать до 400 тысяч баррелей нефти в сутки. Нефтепровод предполагается ввести в эксплуатацию уже в декабре. Китайским компаниям также принадлежит 60 процентов в капитале еще одной крупной казахской нефтяной компании. В Узбекистане CNPC подписала соглашение об учреждении совместного предприятия на 600 миллионов долларов.
Не обошел Токаев вниманием и заем на 900 миллионов долларов, предложенный китайским правительством странам-членам Шанхайской организации сотрудничества, в которую, кроме Китая, входят Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, по словам министра, Пекин, в отличие от США, не подталкивает страны региона к проведению демократических реформ, что при рассмотрении вопроса о растущем влиянии Китая 'нельзя не принимать во внимание'.
И правда, разве не Шанхайская организация сотрудничества заявила в июле о том, что 'страны коалиции', проводящей операцию в Афганистане, у которых есть базы в Центральной Азии (в переводе с дипломатического - Соединенные Штаты), должны утвердить график вывода своих войск с этих баз?
Токаев рассказал, что 'другие страны', входящие в организацию, пытались протолкнуть еще более жесткое заявление, в котором открыто упоминались бы США, но Казахстан не позволил этого сделать. Что это были за страны, он говорить не стал, но многим аналитикам кажется, что Китай явно был в их числе. Узбекистан 29 июля выпустил собственное заявление, в котором дал Соединенным Штатам три месяца на то, чтобы вывести свою базу, находящуюся на его территории.
Интересы Китая в Центральной Азии совпадают с интересами США, когда дело касается борьбы с терроризмом. Однако когда речь заходит о конкуренции в борьбе за запасы энергоносителей и влияние в регионе, союзники Вашингтон и Пекин неожиданно оказываются соперниками.