Десятки тысяч военнослужащих из Китая и России уже неделю отрабатывают совместно способы ведения войны. Крупнейшие в истории двух стран маневры свидетельствуют о том, сколь значительно улучшились отношения между старыми соперниками. Сегодня между ними установились отношения 'стратегического партнерства'.
Но партнерство это имеет прагматический характер. Пекин и Москву объединяет страх перед движениями независимости среди их мусульманских меньшинств: в китайском регионе Синьцзян и в Чечне. Обе страны следят также за США, которые как единственная сверхдержава кажутся им слишком сильными. Военные базы США в Узбекистане и Киргизии, появившиеся после террористических актов в Нью-Йорке в 2001 году, должны быть вскоре закрыты. Россия и Китай хотят контролировать не только источники энергоносителей, но и другие важные сырьевые ресурсы региона.
Кошмаром для русского Путина и китайцев является мысль о том, что американец Буш (Bush) не успокоится до тех пор, пока не установит демократию по всему миру. Кроме того, маневры дают России шанс продемонстрировать свою военную технику. Китай уже сегодня является крупнейшим заказчиком для ее оборонных предприятий - и важным поставщиком валюты. Однако следует ожидать, что европейцы отменят свое эмбарго на поставки вооружений, введенное после бойни на площади Тяньаньмынь. Русские до этого момента попытаются продать китайцам максимальное количество вооружений. Пекин, в свою очередь, хочет показать маневрами, что его военно-морские и военно-воздушные силы, по меньшей мере, не уступают российской армии. Этот сигнал адресуется не только США, но и Тайваню, независимость которого в случае необходимости можно оспорить с помощью военной силы.
Несмотря на это, более разными эти две страны и быть не могут. Обе идут разными политическими и экономическим путями. Как и прежде, скромным остается торговый оборот между двумя гигантами: 20 миллиардов долларов США в 2004 году - ничтожная сумма по сравнению с торговым оборотом Китая с Японией и США. При этом постоянно случаются конфликты. Об альянсе между Пекином и Москвой говорить не приходится.