Избирательная кампания и реальная политика, очевидно, две разные вещи. Во всяком случае, глава Администрации президента России Дмитрий Медведев и министр иностранных дел Сергей Лавров, напуганные критикой по поводу 'беспринципной российской политики' канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder), содержащейся в предвыборной программе ХДС, могут быть теперь, после встречи с Вольфгангом Шойбле, курирующим в ХДС вопросы внешней политики, снова спокойны. Тот заверил обоих, что на немецкую политику в отношении России 'результаты выборов кардинального влияния не окажут'. Об этом Шойбле заявил немецким корреспондентам в Москве.
ХДС поддерживал развитие германо-российских отношений и будучи в оппозиции и, возглавив правительство, и впредь будет делать ставку на 'добрые отношения', сказал Шойбле. По поводу спорной характеристики, данной Путину Шредером, назвавшим его демократом чистейшей воды, Шойбле сказал, что он 'в конкретной ситуации, когда это было сказано, предпочел бы иную формулировку и увязал бы ее больше с объективными трудностями, существующими в стране'. Важно 'устранить сомнения относительно избранного пути к демократии и правовому государству' также и в интересах увеличения объемов инвестиций в Россию. 'Но все мы в последние годы чувствуем кое-какие сомнения, - добавил он, подчеркнув при этом. - Предвыборную кампанию мы ведем не в Москве, а дома'.
В Берлине же Шойбле снова заметно ужесточил свой тон, попытавшись, очевидно, устранить впечатление о чересчур тесных связях с Россией. Вчера Шойбле выступил с критикой, заявив, что действия канцлера Шредера создают впечатление, будто германо-российские отношения 'направлены против кого-то', в этом плане он-де совершил 'серьезную ошибку'. Необходимо избегать односторонних действий 'через голову наших партнеров в Европе'. Шойбле предложил приглашать на будущие трехсторонние германо-французско-российские встречи в верхах также Польшу, чтобы не допускать впечатления о существовании 'новой оси'.
Он проявил сдержанность в высказываниях о положении дел с правами человека в России и о ситуации в Чечне. Этот вопрос он лишь 'затронул'. Но он, по его словам обращает внимание на то, что правительство Германии публично этот 'страшно сложный вопрос' не обсуждает. Вместо этого России надо предложить 'совет и помощь'. Нельзя также 'полностью отказываться от принципиального понимания проблем партнера'.
Откровенная критика прозвучала со стороны возможного будущего партнера по коалиции - СвДП. 'Нельзя приуменьшать значение вопроса о правах человека', - предостерегла официальный представитель фракции СвДП в Бундестаге, курирующая вопросы европейской политики, Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger). Добрые отношения с Россией означают также высказывание своего мнения по 'основным проблемам'. По ее словам, 'вызывает обеспокоенность' ситуация с правами человека в России. Этот вопрос должен включаться в повестку переговоров в Москве, сказала бывший министр юстиции Германии. Это, мол, и в интересах госпожи Меркель (Merkel). Поэтому она ждет от будущего черно-желтого правительства, что оно будет 'намного четче выражать' свою позицию по поводу ситуации с правами человека в России, чем это было до сих пор.
Заместитель председателя фракции СДПГ Гернот Эрлер (Gernot Erler) назвал 'упреки' Шойбле в адрес федерального правительства 'безосновательными'. Особый национальный путь существует исключительно 'в фантазии Союза'. Эрлер обвинил политиков ХДС 'в двурушничестве'. В Москве Шойбле агитирует за продолжение политики канцлера, а вернувшись в Германию, говорит совершенно иное, сказал Эрлер корреспонденту газеты. Политик из СДПГ, курирующий вопросы внешней политики, помимо этого подверг критике то, что кандидат на пост канцлера от ХДС/ХСС Меркель сама в Москву не поехала: 'Возникает вопрос, чего она боится'?
Кстати, президент России Владимир Путин 'по причине нехватки времени' не нашел возможности встретиться с Вольфгангом Шойбле, который в предвыборном штабе Меркель отвечает за вопросы внешней политики. Впрочем, Путин, как сообщает газета 'Die Welt', собирается 8 сентября, то есть за десять дней до выборов в Бундестаг, нанести визит Герхарду Шредеру.