ВАШИНГТОН - Как-то в начале 1960-х гг. Генри Регнери (Henry Regner), великий издатель, основавший в конце 1940-х гг. 'Regnery Publishing', встретился за обедом с Вермонтом Ройстером (Vermont Royster), великим главным редактором 'Wall Street Journal'. Они были 'родственными душами', и Регнери спросил Ройстера, по какой причине 'Journal' завоевала такую высокую репутацию в мире 'акул пера'. Ройстер объяснил, что всегда берет на работу 'лучшие умы', независимо от того, следуют ли они веяниям времени, и сколько им надо платить. Сегодня 'Wall Street Journal' остается одним из самых надежных источников новостей среди мировых СМИ, и по-прежнему не желает подстраиваться под сиюминутные предрассудки и заблуждения журналистской тусовки.
Естественно, тусовка, раздраженная независимой позиций 'Journal', постоянно подвергает его поношениям. Однако чаще всего это не критика по существу, а нападки на консервативные взгляды, выраженные в передовицах 'Journal' - именно это конформисты от журналистики воспринимают как вызов, именно это приводит их в отчаянье. Любят критики порассуждать и о финансовом положении 'Journal', о невыразительных котировках ее акций, или о слухах, будто владельцы газеты - семья Бэнкрофт (Bancroft) - недовольны ее деятельностью и хочят продать издание.
Слухи о недовольстве семьи Бэнкрофт крайне преувеличены и легко поддаются опровержению. Эта достойная семья, чей предок Кларенс У. Бэррон (Clarence W. Barron) приобрел 'Journal', а вместе с ней и информационную службу 'Dow Jones' еще в 1902 г., рассматривает владение газетой как 'службу обществу'. Именно так охарактеризовал позицию семьи Рой А. Хаммер (Roy A. Hammer), адвокат и доверенное лицо структур, через которые Бэнкрофты контролируют газету. В этом, в общем, нет ничего необычного. Великие газеты всегда играли важную роль в общественной жизни Америки. Подчеркиваю, не таблоиды, а великие газеты - серьезные издания, которые ставят тщательный сбор информации выше сенсационности.
Сегодня большинство действительно прибыльных газет в нашей стране - это по сути рекламные буклеты, где неряшливо сляпанные статьи печатаются на страницах, не занятых сообщениями о распродажах в универмагах. Крупные газетные 'империи' скупают местные издания, увольняют журналистов, и заполняют их полосы бесконечными рекламными объявлениями. Что ж, они предоставляют своим читателям определенные услуги. Они сообщают людям, сколько стоят, скажем, куриные полуфабрикаты в 'Giant', или зимние покрышки в 'CVS'. Но все меньше и меньше местных газет уделяют должное внимание новостям и аналитическим материалам. Это делают великие газеты, и, насколько мне известно, ни одна из них не получает от этого баснословных прибылей.
Великие газеты помогают стране определить, что для нее действительно важно. Они разоблачают коррупцию и поднимают другие насущные вопросы. Меня мало что восхищает в 'New York Times', но одного у нее не отнимешь: контролирующая газету семья Сульцбергер (Sulzberger) не пытается выжать из своего 'флагманского' издания максимум прибыли. Поэтому, когда на прошлой неделе я прочел в 'Times' пространную статью, где менеджмент 'Wall Street Journal' подвергается критике за ее невыразительные финансовые показатели, эта позиция показалась мне лицемерной.
Особенно лицемерной эта критика выглядит в устах либералов, презирающих консерваторов за их якобы преклонение перед 'его величеством долларом'. Прибыльность важна для любого бизнеса, хотя бы потому, что это позволяет безошибочно судить о пристрастиях населения. Но некоторые корпорации оказывают обществу услуги другого рода. И 'Journal', и 'Times', неся большие расходы, предоставляют гражданам информацию, просвещают их. Согласитесь - это не самый легкий способ заработать деньги.
Впрочем, повторюсь: я сомневаюсь, что критика 'Times' действительно касалась финансового положения 'Journal'. Ее объектом были консерваторы, руководящие газетой. Не случайно авторы статьи с особым рвением обрушились на главу 'Journal' Питера Канна (Peter Kann), упрекая его в инертности. Именно Канн и предыдущий председатель правления газеты Уоррен Филлипс (Warren Phillips) сыграли роль первопроходцев, превратив 'Wall Street Journal' в глобальное издание, радикально увеличив персонал зарубежных корпунктов. Сегодня у нее больше корреспондентов за рубежом, чем у любого другого информационного СМИ нашей страны. В период, когда даже 'Times' потряс скандал с 'фиктивными корреспондентами', репутация 'Journal' остается непревзойденной, как и профессионализм ее сотрудников.
Всем этим руководил Канн. Он же расширил в газете полосу редакционных комментариев, и ее передовицы стали самыми влиятельными в стране. Именно они стали главным рупором сторонников 'экономики роста', именно в них прозвучали главные разоблачения коррупции в администрации Клинтона, именно в этих статьях излагались внешнеполитические идеи, восторжествовавшие при нынешней администрации. Более того, сегодня, когда тиражи печатных СМИ падают, подписчики 'Journal' остаются верны любимой газете. Что ж, Бэнкрофты правы: владея 'Wall Street Journal', они действительно служат обществу, и справляются с этой службой превосходно.
Р. Эммет Тиррел младший - основатель и главный редактор 'American Spectator', внештатный член редколлегии 'New York Sun', адьюнкт-исследователь Хадсоновского института (Hudson Institute). Его последняя книга 'Мадам Хиллари: черная тропа в Белый Дом' (Madame Hillary: The Dark Road to the White House') опубликована издательством 'Regnery Publishing'.