Новая метла, как известно, по-новому метет. Вот и Китай, утверждая свой статус азиатской великой державы, стремится избавиться от имиджа третьеразрядного в военном отношении государства, уступающего США пальму первенства в регионе, (к примеру, Народная Республика сегодня скупает самые передовые военные технологии). И, по мнению, Пекина, совместные маневры с Россией в Желтом море являются в этом смысле удачной отправной точкой.
США, Япония, и другие азиатские страны активно обсуждают мотивы и цели организаторов совместных учений (маневры проводились как на китайской, так и на российской территории; в общей сложности в них было задействовано 10000 солдат, в том числе 1800 россиян).
'Миссия мира 2005' - именно такое название получили первые в истории российско-китайские учения - не только наводит на размышление, но и уже в краткосрочной перспективе чревата серьезными последствиями для самих участников, их азиатских соседей и Соединенных Штатов. Главными элементами этих беспрецедентных маневров, начавшихся в четверг 18 августа, стали переброска и развертывание войск, отработка принятия решений и организация совместных действий двух самых мощных в Азиатско-тихоокеанском регионе армий. Подобное событие, несомненно, заслуживает внимания.
Не только Китай, но и постсоветская Россия хочет показать, что она не лыком шита. Текущая ситуация в России выглядит довольно мрачно. Страну одолевают чеченский кризис, массовая безработица, общее неблагополучие в экономике, и масса других социальных проблем. Поэтому Россия тоже жаждет доказать, что она - великая держава, с которой следует считаться.
Общие интересы побуждают Россию и Китай единым фронтом на Евразийском континенте. Обе страны заинтересованы в стабильности и экономическом развитии региона, безопасности границ и сотрудничестве в борьбе с терроризмом. И Москва, и Пекин стремятся укрепить свое влияние в Азиатско-тихоокеанском регионе, особенно в Центральной Азии, где США усиливают свои позиции. Москва и Пекин недовольны созданием американских военных баз в центральноазиатских странах - авиабазы Карши-Ханабад в Узбекистане и авиабазы Манас вблизи киргизской столицы Бишкека. На каждой из них размещено по 1000 человек военного и гражданского персонала; Вашингтон рассматривает обе базы как важное звено обеспечения своих операций в послевоенном Афганистане.
Кроме того, Китай и Россию беспокоят очаги сопротивления центральным властям со стороны исламских боевиков и се6паратистов в провинции Синьцзян на западе Китая, в прилегающих районах центральноазиатских республик и самой России. Таким образом, у Москвы и Пекина имеются законные стратегические интересы в центральной Азии. Однако о реальной цели учений можно судить по тому, какой район был выбран для их проведения.
Желтое море отделяет континентальный Китай от Корейского полуострова и Японии. Кроме того, недалеко от района проведения маневров расположен Тайвань. 'Китай с самого начала настаивал, чтобы совместные учения проводились не слишком далеко от Тайваня и Корейского полуострова', - отметил в интервью 'Al-Ahram Weekly' Ахмед Ибрагим Махмуд (Ahmed Ibrahim Mahmoud), эксперт по военным вопросам из Центра политических и стратегических исследований Аль-Ахрам. По его словам, учения планировались долго, и их сценарий тщательно продуман. 'У двух гигантов много общего. Обоим надоела американская гегемония в Азиатско-тихоокеанском регионе. Они одинаково оценивают ситуацию в мире, - добавил Махмуд. - Обе страны хотят ограничить военное и политическое влияние США в Азии'.
Постсоветская Россия уже давно стремится создать стратегический альянс с Китаем и Индией. Из этих инициатив наибольшую известность, пожалуй, получили предложения Евгения Примакова (в 1996-98 гг. он занимал пост министра иностранных дел, а в 1998-99 гг. - премьер-министра России) о создании 'азиатской Антанты' в качестве противовеса американской гегемонии на континенте. В то время Китай отнесся к этой идее неоднозначно, а Индия категорически отвергла предложения Москвы. Однако, несмотря на это, Россия и Китай стремились поддерживать ровные отношения друг с другом.
После прихода к власти в России президента Владимира Путина экономические, политические и военные связи между двумя странами только укрепились. В Москве и Пекине считали, что подобные контакты - наилучший способ 'приструнить' США, но никак не могли выбрать подходящий момент, чтобы начать действовать. Теперь они, судя по всему, наконец решили, что пора заявить о своем стратегическом альянсе в открытую.
Американцы, со своей стороны, внимательно следят за развитием событий. 'Мы наблюдаем за учениями', - заметил официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак (Sean McCormack). Американские чиновники часто выражают глубокую озабоченность относительно темпов роста военной мощи Китая. Впрочем, россияне и китайцы заранее выступили с заверениями об отсутствии недобрых намерений в отношении США. Накануне учений начальник генерального штаба Народно-освободительной армии Китая генерал Лян Гуанле (Liang Guangilie) заявил, что их цель - 'защита мира и стабильности в нашем регионе и во всем мире'. Он подчеркнул, что маневры не направлены ни против США, ни против какой-либо другой страны. Процитируем буквально: 'Учения не направлены против третьих стран'. Аналогичным образом высказываются и россияне. 'Наши учения не угрожают ни одной стране', - отметил перед началом учений генерал Юрий Балуевский, начальник Генштаба вооруженных сил России.
Тем не менее, в учениях явно присутствует элемент 'психологической войны'. Они начались в российском Владивостоке, а заключительный этап, проходивший в китайской провинции Шаньдун, включал высадку морского и парашютного десантов - виртуальное 'вторжение' на территорию условного воинственного соседа. Возможно, в качестве такого соседа подразумевался Тайвань?
В совместных учениях - самых дорогостоящих со времен окончания Холодной войны и распада СССР в 1989 г. [так в тексте - прим. перев.] - приняли участие ультрасовременные российские истребители и стратегические бомбардировщики.
Вооружение китайской армии, по американским меркам, давно устарело. Даже самые совершенные системы вооружений, закупленные КНР в России, относятся к 1980-м гг. Однако у России есть и новое, более передовое оружие, а Китай, учитывая его нынешнее экономическое процветание, располагает средствами для его приобретения.
КНР быстро превращается в экономический 'центр тяжести' Азиатско-тихоокеанского региона. Кроме того, Китай и Россия - 'краеугольные камни' Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую, помимо двух этих гигантов, входят центральноазиатские республики Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан [так в тексте. Туркменистан не является членом ШОС - прим. перев.] и Узбекистан. На последнем саммите ШОС две державы призвали своих центральноазиатских партнеров избавиться от американских баз на своей территории.
В связи с нынешними учениями не стоит забывать и о том, что Россия - держава в равной мере европейская и азиатская. Богатые природными ресурсами Сибирь и Дальний Восток отделяет Пекина, Сеула и Токио меньшее расстояние, чем от Москвы. Более того, Россия и Китай сталкиваются с одинаковыми угрозами - им обоим приходится бороться с радикалами-исламистами, террористами и сепаратистами на окраинах своих империй. Более того, обе страны на международной арене часто подвергаются нападкам по одной и той же причине - для 'Pax Americana' Москва и Пекин как бельмо на глазу.