Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Царь и его премьеры

Владимир Путин неинтересен как любой подполковник, который так и не стал полковником

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отчего я до такой степени не переношу Владимира Путина? Что подтолкнуло меня на написание книги о нем? Я не единственный его политический противник или конкурент; я просто женщина, живущая в России. Попросту говоря, я сорокапятилетняя москвичка, наблюдавшая Советский Союз в его самом позорном виде - в 70-х - 80-х годах XX века. И я на самом деле не хотела бы оказаться там вновь. Хотела бы отметить, что я заканчиваю работу над книгой 6 мая 2004 г.

Автор - журналистка 'Новой газеты', известная борьбой за права человека. Во время осады театра на Дубровке вызвалась быть посредником на переговорах с террористами.

Отчего я до такой степени не люблю Владимира Путина? Что подтолкнуло меня к написанию книги о нем? Я не единственный его политический противник или конкурент; я просто женщина, живущая в России. Попросту говоря, я сорокапятилетняя москвичка, наблюдавшая Советский Союз в его самом позорном виде - в 70-х - 80-х годах XX века. И я на самом деле не хотела бы оказаться там вновь. Хотела бы отметить, что я заканчиваю работу над книгой 6 мая 2004 г. (. . .)

Через несколько часов Путин, типичный подполковник советского КГБ, ни дать, ни взять Акакий Акакиевич [Башмачкин], жалкий герой повести Гоголя 'Шинель', вновь вступит на российский трон. На вид он настолько невзрачен и провинциален, насколько может указывать его офицерское звание; он обладает неинтересной индивидуальностью подполковника, который так и не стал полковником, манерами советского тайного агента, который по привычке сует нос в дела коллег. Кроме того, он мстителен: на инаугурационную церемонию не пригласили ни одного политического противника, ни одного представителя партии, которая хоть как-то не гармонирует с официальной линией.

Иметь собственное мнение вредно

В России очень важно не выглядеть смешным. Это может плохо кончиться. Люди будут сочинять анекдоты, и еще превратишься в какого-нибудь Брежнева. Когда Путин объявил состав своего нового правительства, даже самые твердые его сторонники покатились со смеху. То, что Кремль поставил низкопробный фарс, отметили все. Ничего, кроме сведения мелких счетов, не произошло, но, разумеется, и это было подчинено идее непрерывного создания позитивного образа в СМИ, что это было проведено за завесой всякого рода бредней и риторического украшательства, призванного напомнить о величии России.

(. . .) Практически все министры остались на своих постах. Попрощались только с Михаилом Касьяновым. Много месяцев он страшно раздражал Путина. Он был наследником ельцинской эпохи. Сажая на трон второго президента, первый президент попросил Путина не убирать Касьянова.

Премьер Касьянов стал единственным среди главных действующих лиц российской политики, кто категорически возражал против ареста либерального олигарха Михаила Ходорковского и постепенного уничтожения его нефтяной компании 'Юкос'. В нашей коррумпированной стране это была самая прозрачная фирма, первая компания, которая функционировала согласно принятым в мире финансовым стандартам. Она работала, как говорят в России, 'по-белому' (na bialo), а, кроме того, отчисляла более 5% своего годового дохода на финансирование крупного университета, детских домов и крупномасштабной благотворительной инициативы.

Но Касьянов выступал в защиту человека, которого Путин уже считал одним из своих личных врагов, утверждая, что Ходорковский своими финансами поддерживает российскую оппозицию, прежде всего, партию 'Яблоко' и Союз правых сил.

В сфере политической жизни, как ее понимает Путин, это было серьезным оскорблением. Ведь он много раз публично демонстрировал, что не выработал способности к дискуссии, особенно, в политике; что если подчиненный осмеливался нанести ответный удар, он становился врагом. Но такое поведение - не вина Путина. Путин делает так не потому, что он прирожденный тиран и деспот, просто его научили мыслить в категориях, привитых ему КГБ - организацией, которую он считает идеальным образцом, что сам неоднократно признавал публично. Именно поэтому, когда кто-то высказывает мнение, противоположное его собственному, Путин требует 'прекратить истерию'. (. . .) Он не знает, как следует вести диалог. Его литературный жанр - военный монолог. Раз ты подчиненный - держи язык за зубами. Когда становишься шефом - начинаешь вести монологи, а обязанность подчиненных - выражать согласие. Это армейские порядки, перенесенные на политическую почву. В определенных случаях - как это было с Ходорковским - они ведут к тотальной войне.

Вернемся к перетасовке в рядах правительства: от Касьянова избавились, министры опять получили свои портфели, а Путин осуществил торжественный десант Михаила Фрадкова в качестве нового премьера. (. . .)

Фрадкова в масштабах страны не знали, но предпринимательское сообщество помнило его более чем хорошо. Это типичный советский номенклатурный бюрократ, которого с самого начала карьеры, то есть, начиная с периода еще более махрового коммунизма, перебрасывали с одной бюрократической должности на другую, причем ни одна из них не была в полной мере связана с его образованием и знаниями.

Это типичный руководитель, для которого не особо важно, чем он в данный момент руководит. Когда Фрадков был директором Федеральной службы налоговой полиции - института, имевшего репутацию самого коррумпированного гражданского министерства в России - работавшие там бюрократы брали взятку буквально за все - за каждый формуляр или данный совет. В итоге, службу распустили, а Фрадкова не забыли - согласно бессмертным традициям советской номенклатуры. Его еще раз перебросили - теперь в Брюссель.

И вот, премьер Фрадков, поспешно возвращается в Москву только для того, чтобы вызвать еще большее веселье. В своем первом интервью, данном в новом качестве еще в аэропорту, он признался, что не знает, каково это - быть премьером.

Нет, планов никаких нет, все это свалилось на него как снег на голову. В настоящий момент ожидает инструкций.

Россия - страна, в которой многие вещи происходят за кулисами, и где у большинства людей короткая память. Не зная, какие инструкции Фрадков получил от Путина, Дума подтвердила его полномочия убедительным большинством голосов, выполнив свою обязанность 'исполнять волю наших избирателей, которые доверяют президенту Путину по всем вопросам'.

Почему я его не люблю?

Почему я до такой степени не переношу Путина? Вот именно за это. За его прагматизм (rzeczowosc), который хуже преступления; за его цинизм, за расизм, за ложь, за газ, который он использовал при осаде театра на Дубровке; за избиение младенцев, продолжавшееся весь его первый срок.

Так это вижу я. У других другие взгляды. Убийство детей не выбило из голов людей идеи о продлении его полномочий до десяти лет. Они действуют в этом направлении, создавая новые пропутинские молодежные движения на основании инструкций Кремля.

Заместителем главы администрации Путина является некий Владислав Сурков, признанный в России дока пиара. Этот человек прядет паутину, вытканную из чистейшей фальши, изо лжи, заменяющей действительность, из слов вместо дел. В настоящее время господствует мода на фальшивые политические движения, создаваемые на основе кремлевских директив. Мы не хотим, чтобы Запад подозревал, что у нас однопартийная система, что у нас нет плюрализма, и мы вновь скатываемся к авторитаризму.

Неожиданно появляются группы с названиями 'Идущие вместе', 'Поющие хором', 'Во имя стабильности' или другие вариации на тему пионерского движения последних дней Советского Союза (. . .). Я не переношу его потому, что он не любит людей (nie lubi ludzi). Он видит в нас средство к достижению собственных целей, к сохранению личной силы - не более того. В связи с этим, он уверен, что может делать с нами все, что ему вздумается, может играть с нами так, как ему угодно. Мы никто, а он - тот, кто по воле случая взобрался на самый верх государственного здания, он - Царь и Бог.

У нас в России уже были лидеры с подобными взглядами. Это вело к трагедиям, масштабному кровопролитию, гражданским войнам. Я не хочу, чтобы это повторилось. Именно поэтому я от всего сердца не переношу этого типично советского чекиста, который в Кремле идет по красному ковру к российскому трону.

Фрагмент книги Анны Политковской 'Путинская Россия', недавно вышедшей в издательстве Studio Emka. Заголовок, подзаголовок и сокращения - от редакции.

____________________________________________________________

Лица России: Михаил Касьянов и Михаил Фрадков - это два лица России. Касьянов - либерал, категорически возражавший против ареста Ходорковского и национализации 'Юкоса'. Фрадков - бюрократ, связанный со спецслужбами.

Михаил Касьянов, премьер-министр в 2000-2004 гг.

Родился в 1957 г. Окончил Московский автодорожный институт.

Карьеру начал в 1981 г. в Государственном институте планирования СССР (Госплан), в котором дослужился до должности начальника подотдела и откуда в 1990 г. перешел в Государственный комитет экономики, подготавливавший проекты реформ.

С 1992 г. работал в Министерстве экономики, а позднее - в Министерстве финансов, где в 1995 г. стал заместителем министра. В 1999 г. Ельцин назначил его руководителем министерства, а через полгода, после отставки Ельцина, Касьянов стал вице-премьером. После прихода Путина к власти, по просьбе Ельцина Касьянов стал премьер-министром.

С самого начала Касьянов подвергался жесткой критике, также со стороны прокремлевской партии 'Единая Россия'. Пресса писала о его конфликтах с частью путинского окружения. Он был одним из политических защитников Михаила Ходорковского, руководителя нефтяного концерна 'Юкос'.

Михаил Фрадков, премьер-министр с 2004 г.

Родился в 1950 г. В 1972 г. окончил Московский станкоинструментальный институт, а в 1981 г. - Академию внешней торговли.

В 1970-е гг. недолгое время работал в бюро торгового советника посольства СССР в Индии, в 1975-1984 гг. - в 'Тяжпромэкспорте', а в 1984-88 гг. был одним из руководителей Государственного комитета по экономическим связям с зарубежными странами.

В правительстве практически без перерывов с 1992 г., на заграничной службе (в начале 1990-х гг. в российской делегации при Генеральном Соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), позже - представитель в ранге министра при Европейском Союзе).

Был связан с советскими спецслужбами (полковник запаса).

Известен своей полной лояльностью к начальству. Пользуется доверием и симпатией Путина.

____________________________________________________________

Примечание ИноСМИ.Ru: В настоящее время главный редактор журнала 'Wprost' Марек Круль является гостем нашего пресс-центра. Вопросы ему можно задать здесь