Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Москву, в Москву!

Российская столица после краха коммунистического режима сильно изменилась. Наш корреспондент вспоминает 80-е годы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда летом 1982 г. я впервые на длительное время отправился в Москву, в мое снаряжение входили черный галстук и большая коробка туалетной бумаги. И то, и другое оказалось полезным. В ноябре умер руководитель партии и государства Леонид Брежнев, за ним последовали и многие члены геронтократического политбюро. Их похороны на Красной площади требовали присутствия и представителей СМИ. Инвестиции в черный галстук оправдали себя

Когда летом 1982 г. я впервые на длительное время отправился в Москву, в мое снаряжение входили черный галстук и большая коробка туалетной бумаги. И то, и другое оказалось полезным. В ноябре умер руководитель партии и государства Леонид Брежнев, за ним последовали и многие члены геронтократического политбюро. Их похороны на Красной площади требовали присутствия и представителей СМИ. Инвестиции в черный галстук оправдали себя.

Туалетную бумагу я тоже не зря транспортировал. Ведь подобные вещи в советское время постоянно были в дефиците. Но если вдруг случалось невероятное и неожиданно в магазины поступала партия оной, то москвичи шли домой с гирляндами рулонов вокруг шеи.

Глубокие потрясения, значение и глубинное влияние которых трудно постижимо для посторонних, так быстро и так основательно изменили за последние два десятилетия город, что возникла опасность просто забыть вчерашнюю Москву. Слишком быстро новое становится обыденным. И как хорошо, если вдруг объявятся родственники, которые последний раз посещали город 20 лет назад и теперь свежим взглядом видят все изменения.

Первое удивление для прибывшего вызовет Домодедово. Аэропорт, бывший в советское время еще более страшным кошмаром, чем нынешнее пресловутое Шереметьево-2, частным владельцем превращен в современный, светлый, приятный аэровокзал. Оформление длится там не больше, чем в берлинском Тегеле. В 'Шереме' случалось, что прилетевший в течение 2 часов имел возможность под недоверчивыми взглядами пограничников задуматься в полумраке зала оформления над тем, насколько вообще хороша была мысль отправиться в эту страну. Между тем, поведение пограничников изменилось, иногда они улыбаются, а один, как говорят, даже как-то пошутил.

Удивление возникнет и при взгляде на кольцевую автодорогу протяженностью в 110 километров, опоясывающую столицу и освобождающую центр от большей части транзитного транспорта. Когда-то она имела по две полосы в каждом направлении, была темной, в колдобинах и без разграничительной полосы. Она стала печально известной 'дорогой смерти': лобовые столкновения случались ежедневно. С колоссальными усилиями мэр Москвы Юрий Лужков модернизировал автостраду в 90-годы. Теперь водители вечером имеют привилегию на ярко освещенной пятиполосной автостраде в лучшем случае 'дергаться' в пробках мимо сияющих торговых центров на столичной околице.

С ростом благосостояния в городе резко возросло число автомобилей. Давно уже прошли те времена, когда пара сотен тысяч советских автолюбителей могли почти свободно ездить в столице. Сегодня на улицах скапливается свыше 3,5 миллионов легковых машин, создавая такие транспортные проблемы, которых уже давно не знают другие столицы. Несмотря на постоянное расширение сети дорог - 'властелином колец' называют мэра Лужкова за структуру улиц и организацию движения - 9-миллионный город стоит на пороге транспортного коллапса. Только прекрасно функционирующее метро предотвращает пока самое худшее.

'Что привезти?' - звучал раньше обычный вопрос, когда друзья и родные собирались в путь в советскую империю. И обычно в ответ перечень недостающего был длинным. Поэтому для знатоков Советского Союза, давно не приезжавших в страну, столкновение с нынешней действительностью становится культурным шоком. Супермаркеты, расположенные на каждом углу, прекрасно укомплектованы, хотя большой процент импортных товаров говорит о диспропорциях в производстве.

Дискуссии о времени работы магазинов? Не ведомы. Многие 'святилища' торговли открыты 7 дней в неделю круглосуточно. И нет ничего, чего бы не было. Битва за дурно пахнущий кусок замороженной жирной свинины осталась в другой эпохе.

Вместо этого в центре постоянно увеличивается число магазинов, предлагающих эксклюзивные товары. Одежда, косметика, автомобили - все самые последние бренды. Недавно Мерседес с большой пышностью отметил открытие своего нового центра продаж на Ленинградском шоссе. Бентли открыл небольшой, но изысканный выставочный зал прямо напротив центрального здания ФСБ на Лубянке. А кто хочет приобрести Порше или Харлей-Дэвидсон, найдет их на Кутузовском проспекте.

Когда-то скучный, в буквальном смысле серый город уступил место светлым фасадам, торговым центрам, офисным зданиям и засилью цветной рекламы. Москва и ее мэр впали в строительное безумие. Защитники памятников старины отчаянно пытаются спасти архитектурные жемчужины, как правило, безуспешно. Старые здания или сравниваются с землей, или подвергаются псевдореконструкции, в ходе которой иногда сохраняется лишь фасад. Главное, чтобы было быстро.

В сотнях новых ресторанов, начиная от закусочных и кончая сверхдорогими аристократичными заведениями, предлагается - от итальянской до азиатской кухни - все, что только знает кулинарный мир.

Неужели эти новые пристрастия в еде ('Суши - питание 21-го века' - гласит рекламная перетяжка на улице) вызвали к жизни новый тип московских женщин? Как бы там ни было, молодые столичные дамы кардинально отличаются от своих предшественниц 80-х годов, которые целыми днями питались в основном белым хлебом и 20-процентными сливками. Сегодняшняя москвичка, стройная, как кипарис, элегантная, с аккуратным макияжем, предпочитает салат и йогурт. Все это стоит немало. Женевская фирма Mercer Human Resources Consulting в своем списке самых дорогих городов мира поставила Москву на 4-е место после Токио, Осаки и Лондона.

Москва, вновь сменившая Санкт-Петербург в статусе столицы в 1918 году, сегодня является неоспоримым центром России во всех отношениях. Здесь не только делается политика в Кремле. Это также и экономический и финансовый центр страны с федеральным по конституции устройством. Здесь сконцентрированы 90% всех финансовых ресурсов, что вызывает зависть провинции. Но в Москву, тем не менее, влечет каждого, кто хочет сделать карьеру. 'В Москву, в Москву!' - мечта чеховских 'Трех сестер' остается актуальной.

И хотя с горячими нефтяными долларами социальная пропасть все углубляется, но настоящие различия становятся заметны только в сельской местности. Трое из четырех бедняков в России живут в сельских регионах, где сто раз подумают, прежде чем истратят хоть один рубль.

Москва же летит, словно светящийся космический корабль, вращаясь все дальше и дальше по своей орбите. Пока цена на нефть остается высокой. И все больше отдаляясь от своей родной планеты по имени Россия.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Москва - причудливая смесь старого и нового ("The Boston Globe", США)

Когда строительством занимается жена мэра ("Handelsblatt", Германия)

Москва - город рекламных щитов ("The Wall Street Journal", США)

Отбойные молотки крушат сердце Москвы ("The Globe And Mail", Канада)

Очень энергичный человек переделывает столицу России ("The International Herald Tribune", США)

Архитектурные символы России ("The New York Times", США)

Москва глазами мэра: долой архитектурные шедевры ("The Independent", Великобритания)

Архитектура: центр столицы превращается в стройплощадку ("The Financial Times", Великобритания)

Дьявол и Юрий Лужков ("The Guardian", Великобритания)