Продлившиеся восемь дней выдающиеся российско-китайские 'военные игры' драматическим образом ускорили ставшую уже необратимой тенденцию преобразования существующего миропорядка в многополюсный. Это происходит в ситуации, когда обманчивый унилатерализм бушистов и их однополюсный миропорядок застряли в зыбучих песках Месопотамии, где в анналы истории был вписан переломный момент, породивший нынешнюю конъюнктуру.
Российско-китайские 'военные игры' являются следствием, а не причиной, военного поражения Соединенных Штатов в Ираке, драматическим образом изменившего геостратегическую корреляцию сил в мире и позволившего другим крупным державам перейти в контрнаступление. Сегодня становится очевидным, что американская армия оказалась 'слишком раздутой' (в том смысле, какой вкладывает в это слово историк Пол Кеннеди) и увязшей, как в Ираке, так, похоже, и в Афганистане.
Анил Ране (Anil Rane) из 'India Daily' (26.08.05) сообщает, что Индия, Россия и Китай ('геостратегический треугольник', инициатором создания которого выступил Евгений Примаков) намерены в наступающем году провести совместные военные маневры. В своей статье Ране приводит слова 'одного высокопоставленного чиновника российского министерства обороны', сообщающего, что это будут 'крупнейшие в мире военные учения' в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая неожиданно воскресла из мертвых. И Индия и Китай являются крупнейшими покупателями российского оружия. Все это не слишком хорошие новости для создателей сети Аль-Каиды на среднеазиатских просторах трех крупнейших евразийских держав.
Антиправительственная 'MosNews' ('Россия и Китай празднуют успех военных учений', 26.08.05) отмечает, что 'обе страны, разделенные общей границей протяженностью 4300 километров, участвуют также в шестисторонних переговорах по проблеме северно-корейского ядерного кризиса, что подчеркивает их общую заинтересованность в обеспечении безопасности'. Печатный орган Компартии Китая 'Жэньминь Жибао' (26.08.05) объявил, что в ближайшие четыре года внешнеторговый оборот между двумя странами вырастет со скромных нынешних 60 миллиардов долларов в год до 80 миллиардов. Учитывая размеры обеих держав - ничего необычного, причем эта цифра выглядит посредственной, если сравнивать объемы торговых сделок Китая с США и Японией, не говоря уже о Европейском Союзе.
Более внушительно выглядят китайские инвестиции в российскую энергетику в размере 12000 миллионов долларов и планы по строительству инфраструктуры на ближайшие 15 лет. И опять ничего из ряда вон выходящего, если сравнивать эти инвестиции с объемами англосаксонских и франко-германских вложений в энергетический сектор России. Китайское издание ни слова не говорит о покупке Пекином российского высокотехнологичного оружия. В еще одной заметке, опубликованной в тот же день на страницах того же издания, говорится о проведении в регионе в недалеком прошлом многочисленных военных учений, при этом постоянно подчеркивается участие России и Китая в 'процессе создания нового миропорядка'.
Последствия разворачивающихся событий не заставили себя ждать в Каспийском регионе, где находятся третьи по объему мировые запасы нефти. Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал 'абсурдными' предположения о создании на территории страны американской военной базы - своего рода компенсации за изгнание из Узбекистана ('Xinhuanet' 24.08.05), где, кстати, Сенат поддержал правительственное решение о предъявлении США требования вывести в шестимесячный срок свою базу из Карши-Ханабада, которая играет ключевую роль в логистическом обеспечении Афганистана ('Yahoo News', 26.08.05).
Связанный с интересами англосаксонской нефтекратии техасско-израильский исследовательский центр 'Stratfor' (25.08.05) подчеркивает, что 'США лишились своей динамики в среднеазиатском геополитическом сражении', и, пытаясь восстановиться после изгнания из Узбекистана, они ищут способ установить свое военное присутствие на трех базах в Таджикистане, куда в качестве переговорщика отправился глава Центрального командования США Джон Абизаид (John Abizaid).
Аналитики 'Stratfor' верно отмечают, что 'США не гарантируют сохранение правящего режима', а потому, вполне возможно, что правительство Таджикистана решит держаться подальше от искушающего его Вашингтона, чтобы 'сохранить свои связи с Россией и Китаем'. Американский генерал не мог выбрать худшего момента для переговоров, чем финальная фаза российско-китайских военных учений, что выдает некое отчаяние (США) в пане обеспечения своих логистических интересов.
Корреспондент 'Le Monde' Мари Жего (Marie Jego) указывает, что в октябре Россия проведет совместные маневры с Индией - вторым после Китая покупателем ее оружия, - и подчеркивает, что 'создание оси Москва-Тегеран-Дели-Пекин гарантирует России выход к теплым морям'. Кроме того, это наделит Россию статусом 'Третьего Рима' (согласно 'Манифесту евразийского движения' Александра Дугина), посредством которого 'Кремль демонстрирует, что в случае европейского отказа, он может повернуться к востоку'.
Для еще одного автора из 'Le Monde' (25.08.09) Фредерика Бобена (Frederic Bobin), 'надо быть совсем недалеким, чтобы не понять послания китайцев', которые 'одержимы (!) идеей задушить Тайвань', и к этому 'крестовому походу они намерены присоединить и Россию'. Бобен полагает, что 'успокаивающие заявления' главы Пентагона Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), - который, по его собственным словам, 'не обнаружил ничего существенного, никакой угрозы Тайваню или кому-либо еще', - были направлены на то, чтобы не испортить намеченного на 7 сентября визита в США китайского президента Ху Цзиньтао (Hu Jintao). По его (Бобена) мнению, 'послание направлено дальше пролива Формоза (Тайваньского пролива) и адресуется США, которых китайцы хотят отговорить от попытки спасения Тайваня в случае начала военного конфликта'. Аналитик 'Le Monde' делает вывод, что 'медовый месяц' между Китаем и США завершился из-за взаимного недоверия сторон, питаемого стремлением США 'сдержать' Китай, что, в свою очередь, привело к ускоренной модернизации китайской армии.
После своего триумфального возвращения с российско-китайских военных учений грозный министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что 'приоритетными' направлениями для бюджета его ведомства в наступающем году станут военно-воздушные силы и противовоздушная оборона. 10% средств будут направлены на нужды космических технологий, в частности на завершение программы 'Глобальной навигационной спутниковой системы' (ГЛОНАСС); при этом Иванов похвастался успешным запуском межконтинентальной баллистической ракеты РС-20, более известной среди англосаксонских специалистов под названием 'Сатана' (что небезосновательно).
Корреспондент 'Asia Times' Сергей Благов (26.08.05) грубо ограничивает успехи российско-китайских учений, сводя их к тривиальной 'игре слов', и утверждает, что они направлены на оккупацию Северной Корее, в случае 'неожиданной кончины ее лидера Ким Чен Ира'. В этом Благов повторяет версию газеты 'Известия', ссылающейся на некие японские источники. Благов упоминает в своей статье тезис, который, как оно говорит, не разделяет: 'военные маневры' были посвящены 'унилатерализму США'. Этот тезис принадлежит Леониду Ивашову - крайне язвительному генерал-полковнику, в прошлом замглавы Генштаба.
Благов утверждает, что Китай купит российские стратегические ядерные бомбардировщики, но при этом критикует 'многочисленность посылаемых сигналов', которые в результате могут не дойти до своего адресата. Кроме того, Благов опровергает всевозможную интерпретацию этих сигналов: начиная от попытки 'очень по земному' навести порядок в среднеазиатских странах и заканчивая 'испытанием на практике сценария третьей мировой войны' в случае развертывания конфликта с Тайванем (эту версию распространяет 'Независимая газета').
Наиболее впечатляющим оказывается тот факт, что Россия, не переставая, проводит военные маневры как в Тихом, так и в Атлантическом океане, как до, так и после совместных с Китаем учений. 'Stratfor' так отзывается о 'российских военных учениях на севере Атлантики' (26.08.05): 'после российско-китайских маневров в Желтом море, российские военные учения посылают серьезное - и преднамеренное - послание Вашингтону. Демонстрируя свои военные возможности в Атлантике, Москва надеется дестабилизировать США и, прежде всего, напомнить Вашингтону, что Россия все еще способна геостратегически усложнить Америке жизнь'. И это притом, что 'Stratfor' даже не упоминает о существовании новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая прижала США к стене: смертоносной 'Тополь-М' (см. Российско-китайские военные игры в тени ракет ("La Jornada", Мексика)).
Российский флот 'проведет в Северной Атлантике первые и крупнейшие с момента окончания холодной войны военные маневры', которые развернутся вблизи 'традиционных жизненно важных путей сообщения НАТО'. Сосланная после дезинтеграции СССР на свои базы российская армада почти пришла в негодность, а сегодня проветривается, заняв 'половину Атлантического океана' (ниже Гренландии, в стороне от Исландии и Британский островов), зону, 'традиционно находившуюся под контролем военно-морских сил США'. По утверждению 'Stratfor', речь идет о самых значимых российских военных маневрах за 'последние 20 лет'.
По нашему мнению, атлантические маневры российской армии с участием Балтийского и Северного флота отрезают США от их британских и европейских связей с НАТО. Вполне возможно, что в ходе учений появятся и мощнейшие российские стратегические ядерные бомбардировщики. От 'Stratfor' не ускользает размах присутствия российского флота в 'зоне, жизненно важной для обороны НАТО', находящейся под контролем США, что происходит в ситуации, когда 'Вашингтон потерпел несколько поражений в своем недавнем геополитическом наступлении в Средней Азии'.
Речь идет о военных маневрах громадной значимости и геостратегического размаха, перед которыми российско-китайские учения выглядят детскими забавами, что должно вызывать крайнее беспокойство у дуэта Рамсфелд-Чейни, в то время как бэби Буш развлекается велосипедными прогулками на своем техасском ранчо.
___________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Китай и Россия: братья по оружию? ("Japan Times", Япония)
'Миссия мира' против США? ("The Washington Times", США)
Вполне понятные цели маневров ("Die Tageszeitung", Германия)
Истинные замыслы Китая в отношении России ("Sankei", Япония)
Российско-китайские военные игры: тень от ракет СС 27 'Тополь-М' ("La Jornada", Мексика)
Россия и Китай: тяжело в ученье, легко в бою ("United Press International", США)
Китайско-российские военные игры ("United Press International", США)
Двойственное отношение Китая к России ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Загадочные военные игры ("The Wall Street Journal", США)
Азиатские игры ("The Baltimore Sun", США)
Китай и Россия бряцают оружием ("The Wall Street Journal", США)
Китайско-российский альянс ("Arab News", Арабская пресса)
Россия и Китай объединяют усилия, бросая вызов господству США ("The Independent", Великобритания)
Две 'красные армии' бросают перчатку США ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Демонстрация силы ("The Financial Times", Великобритания)
Учения, направленные против США ("The Washington Times", США)
Президент Путин наряжается, чтобы поиграть в военные игры ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Учения как подходящий способ послать сигнал США ("Los Angeles Times", США)
Скрытый смысл военных игр ("The Washington Times", США)
Россия и Китай напрягают мускулы для проведения совместных военных учений ("Christian Science Monitor", США)
Вызывающий беспокойство альянс("New York Post", США)
Китайские и российские военные готовятся провести первые совместные учения ("The Washington Post", США)