Надежды на то, что Белоруссия, названная Госсекретарем США Кондолизой Райс 'последней диктатурой Европы', станет следующим карточным домиком, который распадется по примеру демократических революций в Грузии и на Украине, на этой неделе столкнулись с суровой реальностью.
Дерзко игнорируя давление Польши и мирового сообщества, президент Александр Лукашенко довел до конца процесс смены руководства в Союзе поляков Белоруссии, который представляет четырехсоттысячное польское меньшинство страны, заменив его независимых лидеров фигурами, близкими режиму.
Ненадлежащее обращение с этническими поляками в Белоруссии стало взрывоопасной проблемой в период предвыборного польского сезона. Преследование и арест лидеров союза, финансируемого Польшей, заставил Варшаву отозвать своего посла из Минска.
Польский президент Александр Квасьневский выразил в этом месяце свою тревогу. 'Мы ожидаем, что власти в Белоруссии будут выполнять свои международные обязательства в отношении прав меньшинств и свободы слова', - заявил он.
Но другие увидели в действиях Лукашенко испытанную тактику подавления оппозиции накануне президентских выборов, намеченных на будущий год.
Бывший президент Чехии Вацлав Гавел по этому поводу сказал: 'Необходимо использовать любую возможность ... чтобы противодействовать этому постсоветскому диктатору и его усилиям по тотальному подавлению остатков независимых инициатив в Белоруссии'.
Джордж Сорос, миллиардер и основатель Института 'Открытое Общество', который ведет активную работу в странах бывшего Советского Союза и Варшавского Договора, поддержал требование Гавела прекратить 'ежедневное нарушение основных прав человека и гражданина'.
США и Евросоюз также ждут ухода Лукашенко. Принятый в прошлом году США 'Акт о демократии в Белоруссии' запрещает оказывать финансовую поддержку его правительству и в то же время дает разрешение на финансирование неправительственных организаций и независимых средств массовой информации. На прошлой неделе белорусская милиция задержала на короткое время американского дипломата, пытавшегося провести встречу с активистами демократического движения.
Заявив о прошлых выборных нарушениях в Белоруссии, Брюссель также ввел ограниченные санкции. На прошлой неделе Бенита Ферреро-Вальднер, комиссар ЕС по вопросам внешних сношений и европейской политики соседства, объявила о начале свободного информационного радиовещания на Белоруссию с территории Германии. Польша также принимает в этом плане свои меры.
'Мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства, чтобы поддержать тех, кто стремится к развитию демократии и плюрализма в Белоруссии', - заявила Ферреро-Вальднер, добавив при этом, что Евросоюз при необходимости готов 'пойти и дальше'.
Но неуступчивая позиция Лукашенко, которая подкрепляется улучшением экономической ситуации в стране, дает основания предполагать, что он будет более крепким орешком, чем прочие постсоветские лидеры. Его отказ изменить свое поведение вызвал в Польше сомнения в эффективности политики 'мягкой силы' и 'маленьких шагов'. Его демонстративное неповиновение ставит под вопрос усилия Варшавы стать столицей 'новой Европы' при поддержке ЕС и НАТО.
Трудное положение польского меньшинства в Белоруссии стало темой, вызывающей бурные эмоции в предвыборной польской кампании.
После того, как наиболее вероятный кандидат в президенты Дональд Таск под аккомпанемент патриотических гимнов предложил свою поддержку Союзу поляков в штаб-квартире организации в городе Гродно, его рейтинг поднялся.
Однако, по словам Виталия Силицкого, выступившего на вебсайте Transitions Online, Польшу нельзя винить в непримиримости Белоруссии. 'Польша участвует в продвижении изменений в Белоруссии более активно, чем любая другая страна западного мира ... За последние 15 лет польское гражданское общество приложило в этом направлении огромные усилия', - сказал Силицкий. Но, по его словам, проблема состоит в том, что остальные страны Евросоюза 'уснули за рулем'. 'Европейская политика непоследовательна, пассивна и нестабильна', - заявил он.
Квасьневский выступил с похожим заявлением, отметив, что у ЕС отсутствует 'смелая политика, свободная от двойных стандартов'.
Но если ЕС становится все более застенчивым, то происходит это по той же причине, по которой Лукашенко становится все более дерзким. И причина эта - Россия.
У Германии нет желания вступать в драку с Кремлем из-за своего союзника, если принимать во внимание зависимость Берлина от российских энергоносителей. Другие страны Евросоюза, включая Великобританию, тоже предпочитают отделываться красивой риторикой. Российский президент Владимир Путин, похоже, твердо намерен избежать повторения украинских или грузинских событий на своем западном фланге.
В результате, по словам Силицкого, 'количество вариантов у европейской политики весьма ограничено'.