Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фильм ВВС о Беслане - хуже детской порнографии

Эмоциональный фашизм

Фильм ВВС о Беслане - хуже детской порнографии picture
Фильм ВВС о Беслане - хуже детской порнографии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Увидев, как на телеэкране маленький мальчик бесстрастным тоном профессионального экскурсовода объявляет: 'А вот здесь они убили моего отца', я больше не могла сдерживать ярость. Да как они посмели! Как посмели эти зажравшиеся, наглые телевизионщики ВВС из сытой, самодовольной Британии так эксплуатировать трагедию уцелевших детей-заложников Беслана!

Рецензия на фильм 'Дети Беслана' [Children of Beslan, ВВС-2] и передачу из серии 'Не провоцируй меня!' ['Don't get me started!'], где Рози Бойкотт [Rosie Boycott] анализирует феномен 'фальшивой скорби' [Пятый канал]

Увидев, как на телеэкране маленький мальчик бесстрастным тоном профессионального экскурсовода объявляет: 'А вот здесь они убили моего отца', я больше не могла сдерживать ярость. Да как они посмели! Как посмели эти зажравшиеся, наглые телевизионщики ВВС из сытой, самодовольной Британии так эксплуатировать трагедию уцелевших детей-заложников Беслана!

Это было отвратительно, как будто эти мастера 'порнографии на скорби' попросили детей раздеться перед камерой и принять откровенные позы. Нет, снимать на пленку, как несчастные малыши вновь переживают свою ужасную трагедию - пожалуй, даже хуже!

Чем, скажите на милость, это отличается от детской порнографии в чистом виде? Детей Беслана использовали для того, чтобы пощекотать зрителям нервы: чужое горе должно было сыграть роль эмоционального стимула. Уверена, телевизионные боссы были страшно довольны собой, когда додумались до такого! Вижу это как наяву: вот они сидят вокруг стола на 'летучке', и вдруг какой-нибудь 'гений' произносит: 'Слушайте, скоро годовщина бесланских событий, давайте пошлем туда группу побеседовать с детьми, которым удалось выжить! Уж это точно выжмет из зрителей слезу'.

И эти нахалы отправились в Северную Осетию, разыскали нужные семьи (точнее, остатки разрушенных семей), и убедили их позволить детям принять участие в 'отличном, трогательном, тактичном документальном фильме о сентябрьской трагедии'. Убедили их в том, что дети просто обязаны вернуться на руины школы #1 - и на руины собственной памяти - потому что ВВС хочет сделать материал 'для истории'.

Денег никто никому не платил - боже упаси, но я уверена, что на этих нищих людей все же оказывалось какое-то давление, чтобы вынудить их поставить детей 'под прицел'. Ведь именно так действуют порнографы, 'убеждая' людей соглашаться с их предложениями, разве нет? Даже несмотря на то, что всем ясно: это явно противоречит подлинным интересам семьи.

Конечно, как и обещали телевизионщики, фильм отличался безупречным вкусом. Кто бы сомневался! Все атрибуты первоклассной манипуляции эмоциями были налицо. Блистательно выстроенные мрачноватые кадры в заваленных цветами руинах спортзала. Изысканные ракурсы детских лиц. Тревожная музыка. Никаких имен. Отсутствие навязчивого дикторского текста. Умелое использование пауз. О, на ВВС мастерски умеют делать такие вещи.

Я не стала бы смотреть этот фильм ни при каких обстоятельствах, если бы не должна была его рецензировать. Он привел меня в ужас. Ощущение было такое, будто меня вываляли в грязи. Авторы надругались не только над детьми, и без того настрадавшимися от ужасов, которые им пришлось описывать перед камерой, но и над нами, зрителями. Ведь любая порнография интерактивна. Если ты наблюдаешь, как издеваются над другими, ты невольно становишься соучастником.

Создание такого фильма не оправдаешь никакими аргументами: напротив, по тысяче очевидных причин его нельзя было снимать ни в коем случае. 'Дети Беслана' - это худшая разновидность 'эмоционального фашизма': авторы вынуждали зрителей проявлять показные эмоции, и попутно зарабатывали высокие рейтинги. Телевизионщикам, задумавшим и снявшим этот фильм, следовало бы, пряча глаза от стыда, задать себе вопрос, и попытаться искренне ответить: если бы такое случилось с их собственными детьми, они решились бы поставить их перед камерой? То-то и оно!

По странному совпадению, в тот же вечер на другом канале Рози Бойкотт анализировала феномен 'фальшивой скорби' и публичного траура по поводу смерти совершенно незнакомых людей. По ее словам, начало этому 'сопереживанию напоказ' положила гибель принцессы Дианы, и с тех пор оно превратилось в разновидность туризма. Для СМИ же оно превратилось в одну из форм коммерческой деятельности.

Зачем, спрашивает автор, кому-то посылать цветы незнакомцам, или являться на похороны человека, с которым вы ни разу не встречались? Распространенное выражение 'хочу разделить вашу скорбь', по мнению Бойкотт, несет в себе оттенок хищного эгоизма. Это была жесткая, будоражащая передача. Подытожим вывод Бойкотт: в следующий раз, когда вы будете рыдать из-за смерти незнакомца, или даже из-за горя бесланского ребенка, подумайте, о ком вы на самом деле плачете. Ответ вам может не понравиться.