После того, как китайской нефтяной компании CNOOC пришлось отказаться от участия в тендере по приобретению ее американского конкурента 'Unocal', США, судя по всему, готовятся к новому 'сражению' с КНР в сфере экономики и безопасности.
Правительство США рассматривает вопрос о введении новых мер, призванных ограничить доступ Пекина к передовым технологиям. Отчасти это обусловлено стремлением затормозить процесс модернизации китайских вооруженных сил. Однако подобная политика вряд ли даст результаты, ведь она не учитывает статуса США как 'производителя технологий', особенностей процесса распространения новых технологий в международном масштабе, и зависимости самой Америки от глобализации инновационных процессов.
Вашингтон пытается перекрыть гражданам КНР доступ к технологиям на территории США и ограничить коммерческие операции, позволяющие Китаю овладевать передовыми технологиями. Пентагон и министерство торговли прорабатывают новые инструкции, ограничивающие возможности иностранных студентов и исследователей по изучению информации и технологий, экспорт которых контролируется властями. Университетам придется подавать заявки на получение специальных лицензий и создавать в лабораториях зоны ограниченного допуска, чтобы иностранные студенты в своих исследованиях не могли пользоваться суперкомпьютерами, полупроводниковыми приборами, лазерами и считывающими устройствами.
В целях предотвращения непосредственной передачи технологий Китаю министерство торговли планирует ужесточить контроль над коммерческим экспортом в этой области. Власти США уже ввели ограничения на поставки Пекину военного оборудования, так что под новые правила подпадут изделия двойного назначения, в том числе полупроводники, оборудование для изготовления компьютерных чипов, запчасти для самолетов и станки. Кроме того, Конгресс ищет способы ограничить возможности других стран по поставке Китаю технологий двойного назначения.
Вряд ли подобная политика окажется эффективной. Сегодня список технологий двойного назначения, единственным владельцем которых являются США, невелик, а японцы, корейцы и европейцы не рассматривают передачу таких технологий КНР как потенциальную угрозу безопасности. В июле Евросоюз подписал с группой китайских компаний соглашения о создании коммерческого варианта навигационной системы, использованной на спутнике 'Galileo'. Американские военные опасаются, что эта система позволит увеличить точность наведения 700 ракет малой дальности, которые Пекин разместил на своем берегу Тайваньского пролива. Однако ЕС, стремясь преодолеть зависимость от американской глобальной спутниковой навигационной системы GPS и считая, что коммерческие технологии не несут в себе стратегической угрозы, приветствует участие китайской стороны в осуществлении этой программы. Планируемые Соединенными Штатами шаги вряд ли позволят остановить передачу передовых технологий Китаю, и к тому же способны отрицательно отразиться на конкурентоспособности американской экономики.
Учитывая, что сегодня число американцев, стремящихся получить ученую степень по научно-техническим специальностям, невелико, роль иностранных студентов в качестве источника пополнения американской науки 'рабочей силой' существенно возрастает. Заботиться о национальной безопасности, конечно, необходимо, но новые инструкции отрицательно скажутся на возможностях американских университетов в области научных исследований и их конкурентоспособности в усиливающейся борьбе за привлечение талантливых ученых. Если Европа, Австралия и Новая Зеландия создают для китайских абитуриентов хорошие условия, то американские власти, по сути, собираются разделить студентов на 'чистых и нечистых' - тех, кому позволено принимать полноценное участие в научной работе университета, и тех, кому доступ к некоторым курсам и лабораториям заказан.
В долгосрочной перспективе национальная безопасность США неразрывно связана с ее ролью в глобальной экономике. В недавнем докладе Национального Совета по научным исследованиям (National Research Council), утверждается, что в ближайшем будущем наиболее важные открытия в области материаловедения и техники будут происходить за пределами Соединенных Штатов. Чтобы обеспечить себе доступ к зарубежным технологиям, США должны оставаться одним из самых активных игроков на международном рынке и внедрять иностранные научные и конструкторские разработки в собственную экономику.
Руководству страны следует найти нужное соотношение между необходимостью решать проблемы, связанные с тем, что передаваемые Пекину коммерческие технологии могут попасть в руки китайских военных, и учетом перемен, изменивших характер мировой экономики. Однако контроль над экспортом должен играть роль второстепенного элемента в рамках всеобъемлющей политики, призванной сохранить технологическое превосходство США. Вашингтон должен способствовать расширению НИОКР, - как под эгидой государства, так и в частных компаниях - совершенствованию обучения математическим и естественнонаучным дисциплинам, и наращивать инвестиции в исследовательскую инфраструктуру.
США не стоит закрывать двери перед талантливыми иностранными учеными. Кроме того, Америка должна активно действовать на мировых рынках, чтобы не пропустить новую 'волну' перспективных идей, независимо от того, в какой стране они родились.
Автор - старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), специалист по Китаю