'То, что произошло - это жестокое, беспрецедентное, бесчеловечное преступление террористов. Они бросили вызов не только президенту, парламенту или правительству. Это вызов всей России. Всему нашему народу'. Владимир Путин, 4 сентября 2004 г.
Это самый кровавый захват заложников в новейшей истории России. 1 сентября 2004 г., в маленькой республике на юге России террористы захватили в школе 1128 заложников - детей, родителей, учителей. Телевидение всего мира в прямом эфире показывало эти страшные кадры, свидетельствовавшие о масштабе трагедии: испуганные дети в крови, бегут из школы, бросаются навстречу своим спасителям, рядом быстро увозят маленькие трупы. 32 террориста были убиты во время штурма. Выжил лишь один: Нурпаши Кулаев, выходец с юга Чечни. Для родных и близких погибших он стал единственным виновником этой страшной трагедии. Верховный суд Северной Осетии заседает с 17 мая. Кулаев заявил о своей невиновности по 8 предъявленным ему пунктам обвинения. В зале суда матери кричали: 'Отдайте его нам. Он виноват в смерти наших детей. Его нужно убить!'
После драматического исхода этого захвата заложников большинство СМИ засомневалось в способности российской армии эффективно действовать в кризисных ситуациях. 23 октября 2002 г. подобный захват случился в московском театре. Заложников удерживали 50 террористов, сочувствующих чеченцам. В результате штурма погибло 118 человек. Эти события ярко иллюстрируют напряженность в отношениях между маленькими кавказскими республиками и Россией. Но было бы слишком просто сваливать всю вину за распространение насилия на чеченский конфликт. Чтобы получить представление об этническом многообразии Кавказа, стоит лишь повнимательнее изучить состав бесланского отряда террористов: 14 чеченцев, 9 ингушей, 3 русских, 2 осетина, 1 татарин, 1 кабардинец. Распад СССР привел к настоящему этническому взрыву в регионе.
Кавказ представляет собой невероятное смешение народов и культур. Наполеоновский принцип 'разделяй и властвуй', который взял на вооружение и Сталин, лишь усилил развитие у этих народов чувства национальной идентичности, и России сейчас уже не удается его сдерживать. На Украине недавно произошла 'оранжевая революция', Белоруссия тоже пытается обособиться от России - Кремль показал свою неспособность противостоять стремлению бывших советских республик к независимости. Сейчас же самым ярким проявлением взрывоопасности региона стала война с Чечней.
Россия никогда не давала согласия на отделение Чечни. Но, несмотря на это, 1 ноября 1999 г. республика все же провозгласила свою независимость. После двух гражданских войн - 1994 и 1999 гг., российская армия установила контроль практически над всей территорией Чечни. Это опасное соседство оборачивается тысячами убитых каждый год.
С одной стороны, чеченские сепаратисты совершают нападения и теракты против российских военных в Чечне, с другой стороны российская армия упорствует в своих беспрецедентных репрессиях против руководства восставшей республики и ее населения. Дошло до того, что 8 марта был уничтожен чеченский президент Аслан Масхадов. Но почему же Россия так привязана к этим 'провинциям'?
Во-первых, все объясняется природными ресурсами. Россия вовсю эксплуатирует богатые нефтью и полезными ископаемыми республики. В то же время США, поддерживая освободительные движения в регионе, хотят утвердить там свое присутствие. Тогда этот 'мировой жандарм' сможет вблизи наблюдать за исламистскими группировками на Кавказе, а также подобраться с другой стороны к Ближнему Востоку, под предлогом борьбы с международным терроризмом. Россия с таким упорством пытается сохранить контроль над этим регионом еще и потому, что хочет спутать американские планы.
Но к 2005 г., она добилась только одного: позиции Владимира Путина существенно пошатнулись. Ему не удалось положить конец чеченскому терроризму, провалились попытки Кремля дестабилизацировать ситуацию в прозападно настроенных соседних республиках. Российскую армию обвиняют в том, что она ведет в Чечне еще одну войну: против гражданского населения. Журналистов просто-напросто выгнали из республики, международное сообщество хранит молчание. Число убитых растет с каждым днем. Владимир Путин не считает эту войну 'грязной', поскольку для него это борьба с терроризмом. Рост количества исламистских группировок в регионе, среди которых отряд Шамиля Басаева и 'Арабский легион' Эмира ибн аль-Хаттаба лишь добавляют конфликту остроты. По данным министерства внутренних дел России, за прошлый год в стране был совершен 561 теракт, в 1997 г. их было 32.90% терактов связано с чеченским конфликтом.
Война стала транснациональной, она перешла границы и пустила свои корни повсюду в мире. Глобализация борьбы с терроризмом заставила эти группировки разрабатывать новые методы ведения борьбы. За последние несколько лет Чечня превратилась в одну из болевых точек этих новых войн, в которых переплетаются геостратегические, этнические, религиозные и политические интересы.