Беслан стал ужасной человеческой трагедией - и для 331 погибшего там человека, и для родственников этих людей, которые уже год не могут смириться с потерей близких. Однако бесланская трагедия была также демонстрацией провалов российского государства, о чем сегодня намерены напомнить Владимиру Путину матери 186 детей, погибших в этом североосетинском городе. Любые государства мира, даже те, в которых игнорируются фундаментальные свободы, оцениваются по их способности защищать жизни своих граждан. Российские власти совершенно очевидно не справились со своими обязанностями, хотя непосредственная вина за это массовое убийство ложится на чеченских террористов, которые заминировали школьный спортивный зал и убивали ни в чем не повинных заложников.
Слишком много вопросов об этом жестоком злодеянии остается без ответа. Почему ничего не сообщалось о требованиях захватчиков? Была ли кровавая бойня спровоцирована неудачной попыткой спасти заложников, при которой использовались огнеметы? Ведь многие жертвы сгорели в пожаре, многие погибли в перекрестном огне. Как смог грузовик, полный бородатых чеченцев в масках, проехать по охраняемым многочисленной милицией дорогам в Осетию? Как смогли они спрятать оружие и взрывчатку в здании школы? Самым очевидным ответом на эти вопросы является некомпетентность. Однако все еще не опубликованы результаты двух официальных расследований, все еще не наказан ни один высокопоставленный руководитель. Убитые горем родственники имеют право на более полные ответы, чем те, которые они получили, даже если из-за этого мужской гордости Кремля будет нанесен удар. Конечно, из бесланской трагедии можно было извлечь уроки, хотя печально то, что такие уроки не были извлечены из предыдущих кризисов со взятием заложников чеченскими сепаратистами - из захвата московского театра в 2002 году и больницы на юге России в 1995 году, когда в каждом из терактов погибли более ста человек.
Западные страны глубоко заинтересованы в существовании эффективного, ответственного и демократического российского государства - которое не будет прятаться за жестокостью террористов, чтобы избежать поиска первопричин этих проблем, в том числе, в самой Чечне. Однако перед ними постоянно стоит картина маленького, ставшего печально известным провинциального городка, где женщины прижимаются лицами к фотографиям своих мертвых детей, которые рядами висят на остатках стен спортзала их школы.