Автор был постоянным представителем Германии в Европейском союзе в период 1993-1999 гг.
5 сентября 2005 года. В четверг, за 10 дней до федеральных выборов в Германии, президент России Владимир Путин навестит в Берлине своего друга, канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder). Они собираются одобрить проект стратегической важности, который составляет основу нарождающегося энергетического альянса между двумя странами.
Российский государственный энергетический гигант "Газпром" и немецкие компании должны подписать соглашение о строительстве через Балтийское море, от Санкт-Петербурга до города Грайфсвальд на востоке Германии, газопровода, по которому в Западную Европу будет транспортироваться природный газ. Это соглашение вызывает резкое недовольство Польши, которая обижена тем, что по настоянию российской стороны ее территория оказывается обойденной.
Несмотря на две мировые войны и ставший результатом этого раздел Европы и Германии, у России и Германии сохраняются важные общие интересы. Германия в очередной раз становится для России "воротами на запад". Тесные личные отношения бывшего канцлера Германии Гельмута Коля (Helmut Kohl) с российскими президентами Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным, равно как и дружба г-на Шредера с г-ном Путиным являются видимыми выражениями партнерства, основывающегося на общем культурном наследии, растущих торговле и инвестициях, а также на необходимости помогать друг другу в борьбе против терроризма и в решении других международных проблем. Россия является ценным партнером в нарождающемся стратегическом и экономическом соперничестве с Азией и Китаем.
Германия подает пример в поощрении России к большей ориентации на Запад и к преодолению былых колебаний между большей открытостью для мира и стремлением замкнуться в себе. Однако лидерам Германии нужно действовать осторожно, чтобы не попасть в чрезмерную зависимость от России, в первую очередь в том, что касается поставок энергоносителей. Для того чтобы отношения Германии с Россией были позитивными, Германии необходимо сохранять прочные связи внутри жизнеспособного Европейского союза (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО) и иметь тесные трансатлантические отношения. Г-н Коль это понимал, но г-н Шредер пренебрег этим, когда объединился с президентом Франции Жаком Шираком (Jacques Chirac) против войны Соединенных Штатов Америки в Ираке.
Это помогло г-ну Шредеру выиграть последние федеральные выборы, но при этом он потерял столь драгоценное пространство для маневра во внешней политике. Он стал слишком зависимым от г-на Ширака и г-на Путина, даже создал с ними "ось", тем самым расколов НАТО и ЕС и вызвав чрезмерные - но реальные и понятные - опасения в странах, расположенных между Германией и Россией.
Лидер христианских демократов Ангела Меркель (Angela Merkel), которая может стать следующим канцлером Германии, должна извлечь урок из различных подходов ее предшественников к отношениям с Парижем, Брюсселем, Варшавой, Вашингтоном и Москвой. Она, очевидно, предпримет попытку лучше сбалансировать интересы Германии и Европы в целом, в первую очередь в том, что касается менее крупных и недавно вступивших в ЕС стран. Это будет непросто, принимая во внимание экономические проблемы Германии, кризис, явившийся следствием отказа французов и датчан от договора о Европейской конституции, стратегический поворот Соединенных Штатов от Европы, а также неясное - если не авторитарное - направление, в котором движется Россия, включая ее слабо завуалированное давление на такие страны ЕС, как Польша и Прибалтийские республики.
Находясь недавно в Варшаве, г-жа Меркель дала заверения, что в случае, если она станет канцлером, не будет ни особых российско-германских сделок, ни оси Париж-Берлин-Москва через голову поляков. Быть может, визит г-на Путина в Берлин накануне федеральных выборов 18 сентября, чтобы заключить сделку о газопроводе, стал немедленной реакцией на подобные заявления. Германские промышленники будут счастливы, а г-н Шредер получит поддержку своей заявки на переизбрание. Г-же Меркель, которая выросла в бывшей Восточной Германии и бегло говорит по-русски, придется сдерживаться, чтобы не поддаться на этот сознательный и явно провокационный шаг.
Как вероятному будущему канцлеру, ей придется приложить усилия к тому, чтобы проводить в отношении России более общую для всей Европы политику, избегая по возможности односторонних шагов и лучше учитывая особые интересы новых членов ЕС, а также таких стратегически важных соседей ЕС, как Украина. Однако она не пойдет настолько далеко, чтобы позволить такой стране, как Польша, определять содержание отношений Германии с Россией, экономическую и стратегическую важность которых она полностью осознает.
С учетом всего вышесказанного, перед г-жой Меркель стоит трудная задача в том, что касается отношений с Россией, этим близким, но беспокойным союзником, а также связанной с этим необходимости пересмотра баланса трансатлантической и европейской политики Германии. Для этого ей будут нужны международные партнеры.